Какое будущее ждет беспилотные автомобили: три сценария развития рынка до 2035 года

Оставьте заявку

мы все решим

    Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с нашей политикой обработки персональных данных

    Какое будущее ждет беспилотные автомобили: три сценария развития рынка до 2035 года

    К 2035 году оборот рынка беспилотных авто может составить от 300 до 400 млрд долларов. Как стало ясно за последние несколько лет, самоуправляемые автомобили окончательно захватили воображение потребителей — и привлекли миллиарды долларов инвестиций. Даже ряд неудач, которые сдвинули сроки запуска сразу по нескольким проектам, не смог поколебать сообщество автомобилистов: они по-прежнему уверены в том, что автономные транспортные средства (АТС или AV, autonomous vehicles) способны изменить рынок перевозок, поведение потребителей, а с ними и общество в целом.

    Системы автономного вождения (АВ или AD, autonomous driving) способны создать огромную ценность для автоиндустрии: последние исследования показывают, что она может исчисляться сотнями миллиардов долларов. Но сначала производители оригинального оборудования (OEM или original equipment manufacturer) и поставщики должны разработать новые стратегии как для продаж, так и для ведения бизнеса, освоить технологические процессы и устранить проблемы с безопасностью.

    Как беспилотники повлияют на автоиндустрию и общество в целом?

    Системы АВ могут произвести революцию в вождении и пассажирских перевозках. Они делают вождение безопаснее, удобнее и приятнее. С ними больше не надо следить за дорогой: теперь в это время можно позвонить другу, посмотреть кино или даже поработать. АТС могут повысить продуктивность труда или даже сократить рабочий день для тех людей, у кого дорога до работы отнимает много времени. Поскольку работать теперь можно прямо в дороге, близость работы к дому уже не играет такой большой роли, что наверняка приведет к оттоку людей в пригородные районы и сельскую местность вокруг городов.

    Для пожилых людей АТС тоже станут более удобным средством передвижения по сравнению с общественным транспортом и каршерингом. Вырастет и уровень безопасности: по результатам недавних исследований, активное внедрение умных систем помощи водителю (ADAS, advanced driver-assistance systems) в Европе может снизить количество ДТП на 15% к 2030 году.

    Кроме того, технологии АВ создадут дополнительную ценность и для автоиндустрии. Сейчас на большинство автомобилей устанавливают лишь базовые функции ADAS, но большой прорыв в их возможностях уже не за горами. В результате такие авто должны достигнуть уровня 4 (L4) по стандарту Американской ассоциации автомобильных инженеров (SAE или Society of Automotive Engineers), то есть освоить автономное вождение при определенных условиях.

    Результаты исследований показывают, что потребители хотят расширения функций АВ и готовы за них платить. Растущий спрос потенциально принесет производителям миллиарды долларов прибыли. Системы уровня 2+ (L2+) на основе лидаров увеличивают стоимость авто на сумму от полутора до двух тысяч долларов, а для L3 и L4 эта сумма будет еще выше. Учитывая интерес потребителей к функциям АВ, технологии ADAS и АВ принесут производителям дополнительно до 400 миллиардов долларов к 2035 году, и это только в сфере пассажирских авто (рис. 1).

    Рисунок 1

    Широкое внедрение АТС косвенно повлияет и на многие другие отрасли. Так, снижение частоты столкновений на дороге потянет за собой вниз и спрос на техпомощь и ремонт, а с ним и оборот компаний в этой сфере. Кроме того, водители таких авто станут меньше платить и за страховку: чем больше контроля на себя берут системы АВ, тем меньше будет и ответственность водителя за ДТП. В результате на рынке беспилотных авто возникнут новые B2B-модели страхования.

    Некоторые автопроизводители уже тестируют новые страховые продукты. Они анализируют все доступные данные о поведении водителей беспилотных автомобилей: поскольку OEM владеют полной информацией с систем АВ (в том числе и данными о действиях водителя), эти компании могут идеально подстраивать свои условия страхования под отдельных потребителей. Поэтому эти условия оказываются гораздо выгоднее, чем предложения сторонних страховщиков.

    Как беспилотники изменят рынок пассажирских автомобилей?

    Аналитики консалтинговой компании McKinsey подготовили детализированный прогноз продаж для рынка пассажирских беспилотников с разбивкой по уровням автономности (рис. 2). В своем прогнозе они учли высокий уровень неопределенности в автоиндустрии и поэтому разработали три различных сценария в зависимости от темпа развития технологий, потребительского спроса и государственной поддержки. Замедленный сценарий предполагает, что автопроизводители не уложатся в заявленные сроки запуска своих проектов, а потребительский спрос так и останется низким. В этом случае к 2030 году лишь 4% новых пассажирских автомобилей будут оснащены функциями АВ уровня L3+, а к 2035 их доля достигнет только 17%.

    Рисунок 2

    Базовый сценарий предполагает, что OEM смогут соблюсти сроки запуска по проектам АТС, а у потребителей возникнет умеренный спрос на такие авто, несмотря даже на высокую стоимость систем АВ. Тогда к 2030 году автономные системы уровней L3 и L4 появятся на 12% всех новых пассажирских авто, а к 2035 году их доля составит 37%.

    Наконец, в ускоренном сценарии OEM выпускают новые АТС на рынок с опережением плана, а новые бизнес-модели (например, сервис АВ по подписке) позволяют им получать значительную выручку. В этом сценарии большинство крупных автопроизводителей еще на заводе ставят все необходимое для беспилотного вождения оборудование на новые авто, что позволит им стать в полной мере автономными после установки соответствующего программного обновления. Этот сценарий подразумевает, что уже к 2030 году до 20% новых пассажирских авто будут оснащены системой АВ, а к 2035 году доля таких авто достигнет 57%.

    Внедрение новых уровней автоматизации

    Для производителей автомобилей с высокой степенью автоматизации сейчас открыты широкие перспективы. Потребители, заинтересованные в вождении без необходимости активно следить за дорогой, готовы платить за автомобили с продвинутым функционалом АВ (включая L3 и L4), которые забирают все больше задач у водителей. Цены на сенсоры и высокопроизводительные компьютеры снижаются, а стандарты безопасности для систем АВ продолжают улучшаться: так, стандарт для функции автопилота в пробке, которая позволяет авто самостоятельно двигаться в плотном городском потоке, скоро будет расширен и на другие продвинутые функции АВ. Эти и другие факторы позволяют автоиндустрии внедрять все более сложные автономные функции в более широком диапазоне моделей.

    Если верить прогнозу McKinsey, системы L3 и L4 для беспилотного вождения на крупных шоссе уже к 2025 году станут обычным явлением в Европе и Северной Америке, хотя сейчас на рынок выходят только первые подобные устройства. Например, в Европе автономную систему L3 уже предлагает Mercedes, однако использовать ее можно только на некоторых трассах и с условием ограничения максимальной скорости.

    Разработка автономных систем L3 и L4 требует существенных капитальных вложений, поэтому производители наверняка сосредоточатся сначала на премиальных моделях. Дополнительные затраты на лицензирование таких систем могут достигать пяти тысяч долларов и более на одно авто, а общие затраты на их разработку и легализацию превысят миллиард долларов. Цены на такие автомобили наверняка будут высоки, поэтому вполне вероятно, что системы L2+ покажут себя более коммерчески успешными. Такие устройства размывают границу между привычными ADAS и инновационными беспилотными системами, позволяя водителям временно передавать управление машиной автоматике в рамках, установленных законом.

    Ряд OEM уже предлагают рабочие решения для систем АВ уровня L2+, и множество новых АТС планируются к запуску в ближайшие несколько лет. Если эти решения дополнить улучшенными сенсорами и компьютерами, их можно использовать для разработки систем L3. Этот подход уже используют некоторые китайские OEM, выпуская автомобили с предустановленными лидарами, и эти модели достаточно скоро могут достигнуть уровня автономности L3. Дело в том, что даже нынешние системы L2+ могут собирать данные с тысяч реальных автомобилей и обрабатывать редкие случаи на дороге для повышения надежности более продвинутых решений.

    Там, где системы L3 недоступны, разработчики предлагают комбинацию функций L2+ и L3. Это часто работает так: на шоссе и в городе такие авто используют функции L2+ (могут подруливать и управлять скоростью), а в пробках — уже и L3.

    Растущий потребительский спрос на системы автономного вождения

    Использование систем АВ упрощает потребителям жизнь во многих аспектах: они безопаснее и экономичнее из-за умения поддерживать оптимальную скорость, а также облегчают парковку и экономят время в дороге. Потребители отлично понимают эти преимущества и готовы покупать автомобили с оборудованием для АВ, что подтверждается исследованиями.

    В 2021 году аналитики McKinsey провели большое исследование: более 25 тысяч потребителей были опрошены об их предпочтениях. Около четверти опрошенных заявили, что они с большой вероятностью выберут модель с продвинутой системой АВ при покупке следующего авто, и две трети этих заинтересованных потребителей выразили желание заплатить 10 тысяч долларов за шоссейный автопилот уровня L4, который мог бы самостоятельно вести авто по шоссе (рис. 3).

    Рисунок 3

    Поскольку потребности и жизненные условия потребителей могут разниться, системы АВ будут для некоторых из них гораздо более полезными, чем для других. Допустим, типичный менеджер по продажам проезжает порядка 40 тысяч километров в год. Если он пересядет на АТС, все это время, которое раньше приходилось тратить на разъезды, он сможет направить на поиск новых клиентов или выстраивание стратегий и взаимодействие с командой. А вот родитель, которому автомобиль нужен лишь изредка, чтобы заехать за покупками или отвезти детей в школу, будет не так заинтересован в покупке более дорогого авто с автономной системой.

    Учитывая особенности и ценности разных потребителей, производители и дилеры смогут более точно подгонять цены и предложения под рыночный спрос. Например, они могут использовать в продажах АТС гибкую ценовую модель, которая бы позволяла выбрать между единовременной выплатой, подпиской или почасовой оплатой услуг автопилота. Исследования показывают, что у большинства потребителей пользуется спросом именно такая гибридная модель, причем почти четверть заинтересованных в покупке АТС опрошенных хотели бы иметь возможность получать новые функции ADAS даже после приобретения авто.

    Впрочем, этот горячий интерес к системам АВ не мешает потребителям становиться все более осторожными и реалистично смотреть на вещи. В 2021 году спрос на автономные авто впервые за пять лет снизился, причем существенно: доля потребителей, которые хотели бы взять авто с полным автопилотом, уменьшилась с 35% в 2020 году до 26% (рис. 4).

    Рисунок 4

    Потребители меньше верят в исключительную безопасность АТС и не так однозначно одобряют поддержку рынка со стороны государства. Они просят больше возможностей для тест-драйва и больше информации о самих технологиях. Поэтому производителям стоит сфокусироваться как раз на том, чтобы лучше познакомить потенциальных покупателей с системами АВ, показать им все преимущества АТС от первого лица и убедить в безопасности таких авто.

    Необходимость государственной поддержки

    Поддержка государственных регуляторов необходима рынку, чтобы развеять сомнения публики в безопасности систем АВ, создать удобную экосистему и внедрить единые стандарты для всех его участников. Большинство чиновников выступают за включение функций ADAS в законы, тем самым закладывая фундамент для регулирования систем АВ. Эта поддержка позволила ADAS найти широкое применение как в пассажирских автомобилях, так и в коммерческом транспорте.

    Автопроизводители и чиновники сходятся в мнении, что устройства АВ могут спасать жизни, и в настоящий момент беспилотные системы уровней L1 и L2 по стандарту SAE уже упоминают как разрешенные во многих нормативных документах, действующих в Европе и Северной Америке, включая программу оценки новых автомобилей (NCAP или New Car Assessment Program).

    К примеру, в 2020 и 2022 годах производители, претендующие на высочайший, пятизвездочный рейтинг по версии Euro NCAP, должны были предъявить системы автоматического экстренного торможения (AEB или automatic emergency braking) и автоматического экстренного руления (AES или automatic emergency steering). В результате эти функции внедрили все производители в Европе и США, и сейчас 90% всех новых авто в этих регионах имеют автономные функции как минимум уровня L1.

    Существующих нормативов вполне достаточно, чтобы производители АТС могли начать выпуск и обслуживание беспилотных маршрутных автобусов — как это уже происходит в США, Китае и Израиле, а с недавнего времени и в Европе. Эти компании продолжают тестировать и улучшать свои наработки в сфере автопилотов для общественного транспорта, но глобальные стандарты для пассажирских АТС по-прежнему стоят на повестке дня, хоть многие регуляторы и работают над ними.

    Европейская экономическая комиссия ООН разрешает использование систем АВ уровня L3 для движения со скоростью до 60 км/ч. Всемирный форум ООН для согласования правил в области транспортных средств работает над увеличением этого лимита скорости: рабочая группа может разрешить использование продвинутых систем АВ на скорости до 130 км/ч уже в 2023 году. Для немецких производителей соответствующее законодательство уже разработано, что позволило Mercedes выпустить на рынок первую полноценную систему АВ уровня L3. Похожие законы уже действуют в Японии и недавно были введены во Франции. Очевидно, что разработка мирового стандарта для пассажирских систем АВ уже не за горами.

    Как преуспеть на рынке легковых автомобилей

    Чтобы преуспеть на рынке автономных легковых автомобилей, производителям и поставщикам придется коренным образом изменить свои принципы работы. Это может значить новый подход к проведению НИОКР (R&D), который будет более сфокусирован на программном обеспечении, использовании реальных данных с действующих авто и предложении гибких и функциональных продуктов, которые учитывают индивидуальные особенности покупателей. Отделяя разработку программ от самих устройств, разработчики могут использовать одну и ту же архитектуру АТС с различными вариантами ПО и тем самым сделать платформы АВ в целом доступнее.

    Чтобы завоевать сердца потребителей, автопроизводители могли бы использовать стратегию, в большей степени ориентированную на потребности водителей. Кроме того, они могли бы взять на вооружение различные модели собственности и методы продаж, которые бы учитывали весь жизненный цикл АТС. Также крупнейшие производители могут создать организацию, которая на практике будет поддерживать внедрение всех этих изменений.

    Создание новой стратегии НИОКР

    Успех на рынке беспилотных систем потребует от производителей смены основной парадигмы: проще говоря, старые способы разработки и производства уже не годятся. Успешные компании будут фокусироваться на выращивании внутренних компетенций в инновационных сферах типа разработки программного обеспечения. Пусть автоиндустрия известна своим умением делить и распределять конструкторские работы между различными партнерами и поставщиками, особая сложность беспилотных систем уровня L3 или L4 ограничивает масштабы сотрудничества.

    Действительно, разработка беспилотных функций потребует гораздо более централизованной и контролируемой экосистемы, а также слаженной параллельной работы над софтом и железом: в частности, в сферах чипов и нейросетей. Это значит, что ведущие OEM-производители будут или развивать сильные компетенции внутри компании, или же искать стабильного партнерства с ведущими технологическими гигантами.

    Производителям также стоит более цельно воспринимать свои дорожные карты для разработки и использовать более долгосрочный подход к планированию своих продуктов. Архитектура АВ в их проектах должна быть гибкой и универсальной, чтобы использоваться многократно. Помимо прочего, беспилотные системы должны легко улучшаться и обновляться, чтобы оставаться все такими же конкурентоспособными на протяжении всего жизненного цикла автомобиля. Также на рыночный успех производителя наверняка повлияет и то, насколько эффективно он собирает и обрабатывает данные с уже выпущенных на дороги систем АВ и как эти данные используются в обучении следующих версий.

    Разработка клиентоориентированных стратегий

    OEM-производители и их дилерские сети должны работать над тем, чтобы развеять все страхи и сомнения потребителей, которые задумываются о покупке авто с функциями АВ. Потребители в своей массе активно интересуются беспилотными автомобилями, но большинство из них пока не имели опыта вождения такого авто. Чтобы завоевать их доверие, производителям и дилерам придется активно инвестировать в тренинги по продажам, чтобы менеджеры могли правильно и активно подавать преимущества систем АВ потребителям и объяснять смысл технологии таким образом, чтобы не оставлять у них никаких сомнений, особенно по части безопасности.

    Критически важно предоставить потребителям возможность самостоятельно испытать системы АВ в деле, поэтому автопроизводителям необходимо разработать программы тест-драйва для знакомства с беспилотными функциями. Кроме того, они должны предусмотреть модель оплаты по подписке: как показывают исследования, эта модель наверняка окажется популярной и даст производителям дополнительные преимущества.

    Внесение изменений в бизнес-модели

    С новыми методами оплаты по подписке или за использование производителям придется снова переработать бизнес-модели и скорее перейти к сквозным (E2E или end-to-end) маркетинговым стратегиям, которые бы учитывали длительность и стоимость подписки, продажи обновлений и стоимость поддержки программного обеспечения. В случае оплаты по подписке производитель несет относительно большие затраты в момент выхода на рынок, поскольку ему необходимо на все свои автомобили установить дорогостоящие системы АВ, но зато это повышает его доходы на протяжении всего жизненного цикла авто. Поэтому такая бизнес-модель наверняка окажется подходящей только для премиальных автомобилей D-класса и выше, особенно для тех, что уже показывают достаточно высокие доходы при внедрении функций ADAS или АВ.

    Реорганизация компании

    Качество программного обеспечения станет ключевым конкурентным преимуществом для АВ, и компаниям на этом рынке придется соревноваться сразу в нескольких сферах: привлекать себе на службу лучших программистов, улучшать процесс разработки и повышать качество итоговой симуляции. Стоит заметить, что ведущие игроки на рынке АТС далеко не всегда держат в штате множество разработчиков — напротив, наиболее инновационные проекты часто делают весьма маленькие команды. Это подчеркивает важность не количества, а качества привлекаемых сюда талантов.

    Последствия для поставщиков

    Вероятно, поставщикам также придется принять новые правила игры. Они столкнутся с жесткой конкуренцией на рынке комплексных решений, что приведет к консолидации игроков. Выжить в этой ситуации смогут только самые гибкие и быстрые компании, которые смогут предложить на выбор OEM-клиенту несколько моделей от самостоятельных устройств до готовых комплексных решений. Зато они получат и новые возможности для разработки совместных бизнес-моделей и увеличения своих доходов за счет приближения к конечным потребителям.

    Для разработки передовых решений в сфере АВ этим компаниям понадобится прямой доступ к огромным массивам данных, собранных уже используемыми автомобилями, чтобы тренировать алгоритмы и достигать приемлемо низкой вероятности ошибок. OEM-производители уже имеют такой доступ и нуждаются лишь в подходящей технологии, чтобы собирать и анализировать эти данные, а вот поставщики будут зависеть в этом от партнеров или ключевых клиентов. Поэтому для разработчиков, претендующих на лидерство в сфере разработки систем АВ, крайне важно как можно раньше найти партнера с доступом к реальным данным действующего автопарка.

    Высокая конкуренция за данные, финансирование и кадры наверняка ограничит число игроков на рынке разработки систем АВ полного цикла. В результате может сложиться ситуация, когда в конкурентной борьбе большую часть доходов получит единственный лидер с лучшим доступом к данным и инвестициям, а всего на рынке останутся лишь несколько успешных поставщиков. В погоне за успехом в долгосрочной перспективе поставщикам придется работать над стратегией: они должны решить, стоит ли фокусироваться на отдельных элементах или совмещать работу с программным обеспечением и разработку железа для систем АВ.

    Объем рынка электронных компонентов для пассажирских систем АВ может составить от 55 до 80 миллиардов долларов к 2030 году (рис. 5).

    Рисунок 5

    Поскольку большинство ведущих OEM-производителей в сфере разработки систем АВ имеют в распоряжении свой штат специалистов, количество потенциальных клиентов для комплексных решений оказывается довольно ограниченным. Для отдельных функций или дополнений (вроде парковочных систем или менее сложных ADAS) найти клиента будет гораздо проще. При этом в данном случае поставщики могут применять менее привычные бизнес-модели: например, взять не разовую оплату, а монетизировать регулярные обновления или перейти на процент.

    Новые технологические компании тоже входят на рынок, ранее закрепленный за поставщиками первого уровня. Существует вероятность, что в будущем разработчики беспилотных автобусов и такси могут также выйти на рынок автономных решений для легковых автомобилей, но им при принятии этого решения придется оценить приложимость их технологий к этой сфере и затраты на приведение систем АВ к ожиданиям потребителей.

    Занять лидирующую позицию среди поставщиков для систем АВ будет непросто. Это потребует развить выдающиеся технологические компетенции и использовать эффект масштаба, чтобы в результате выигрывать по затратам. Однако и дополнительные возможности для бизнеса могут появиться на фоне разговоров об оснащении автопарков OEM новыми технологиями.

    Большое будущее и большая неопределенность

    Новые технологии беспилотного вождения определенно обладают невероятным потенциалом и могут обеспечить потребителям небывалый уровень безопасности и удобства, создать большой дополнительный оборот для автоиндустрии и изменить наши представления о транспорте. Но в то же самое время быстрый рост и развитие рынка систем АВ для легковых автомобилей несут очень большую неопределенность для всего авторынка. Все компании в цепочке стоимости АВ от автопроизводителей и поставщиков до разработчиков должны иметь ясные и определенные стратегии, чтобы выжить.

    Чтобы победить в конкурентной гонке за рынок беспилотных легковых автомобилей, компаниям придется использовать целевые ценностные предложения, хорошее понимание, куда движется рынок в целом (включая хорошо проработанные сценарии на ближайшие десять лет), а равно и подтвержденное исследованиями представление о предпочтениях и желаниях потребителей.

    Для начала компаниям не повредит оценить стартовые позиции и понять, куда двигаться, чтобы достигнуть долговременные цели и приоритеты. В итоге должна получиться стратегия развития портфолио беспилотных технологий, дорожная карта с конкретными сроками и детальный план работы, который учитывает все важнейшие факторы успеха. Успех на рынке систем АВ далеко не гарантирован, но передовые компании и отраслевые регуляторы уже прокладывают путь к большому будущему автономного вождения.

    Стоимость услуг

    Наименование услуги Стоимость работ Время выполнения
    Типовое исследование рынка от 70.000 Р 14 дней

    Записаться на консультацию

    Остались вопросы? Разберем бесплатно простую задачу или проведем консультацию

    Посмотреть пример

    Поделится:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Вам также может быть интересно: