Анализ качества продукции

Категория : “Маркетинг”
Главная > Статьи > Маркетинг > Анализ качества продукции

Анализ качества продукции

Поделится:

Качество продукции – один из самых важных показателей деятельности компании. В нашей стране подход к системе качества продукции основывается на двух основных факторах: постоянном возрастании требований заказчиков к качеству предоставляемой продукции и при этом медленном темпе переоснащения предприятий современным оборудованием. Это создает проблемы обеспечения требуемого уровня качества, которые можно решить только при помощи полноценного анализа качества продукции.

Планирование качества продукции обычно подразумевает сочетание основных свойств продукции, которые обуславливают ее способность удовлетворять основные потребности покупателей соответственно назначению данной продукции. Показатели качество позволяют оценить параметрические, технологические, потребительские и дизайнерские качества продукции, уровень ее унификации и стандартизации, а также долговечность и надежность.

Высокое качество продукции позволяет увеличить размеры реализации, и, как следствия, конкурентоспособность организации. Однако повышение качества всегда требует дополнительных вложений и увеличения себестоимости производимых товаров.

Анализ качества продукции позволяет решить несколько проблем:

  • Оценить качество продукции, которую предлагает компания.
  • Определить причины, которыми вызвано недостаточно высокое качество или его снижение.
  • Установить связь между объемами выпускаемой продукции и уровнем ее качества.

При проведении исследования качества продукции необходимо принимать во внимание, что качество зависит от нескольких существенных факторов:

  • Используемые на производстве технологии, качестве и современность оборудования.
  • Опыт, квалификация и профессионализм сотрудников.
  • Дисциплина труда на производстве.

Показатели качества продукции

Существует несколько категорий показателей качества продукции. Обычно выделяют обобщающие и индивидуальные показатели.

Обобщающие показатели позволяют охарактеризовать всю производимую предприятием продукцию, вне зависимости от ее назначения и удельного веса.

Выделяют следующие обобщающие показатели качества продукции:

  • Удельный вес новой продукции в общей массе товаров.
  • Соотношение продукции, прошедшей и не прошедшей сертификацию.
  • Уровень соответствия продукции мировым стандартам.
  • Удельный вес продукции, которая имеет наивысшую категорию качества.
  • Средний коэффициент отношения стоимости продукции к стоимости ее же по ценам товаров первого сорта, также его называют коэффициентом сортности.
  • Количество продукции с аттестацией и без нее.
  • Средневзвешенный балл продукции.
  • Количество продукции, идущей на экспорт, в том числе в страны с высоким уровнем развития.

Индивидуальны, или единичные показатели качества, позволяют охарактеризовать такие свойства продукции, как:

  • Полезность – зависит от вида продукции, это может быть содержание белка, уровень жирности, для руды – содержание железа, для угля – зольность и т.д.
  • Надежность – долговечность, устойчивость к поломкам и т.д.
  • Технологичность – эффективность решений, использованных конструкторами товара, энергоемкости, трудоемкости и т.п.
  • Эстетичность – привлекательность товара, изделия или его упаковки.

Также при анализе могут использоваться косвенные показатели. Это могут быть штрафы, полученные компанией за недостаточное качество продукции, удельный вес продукции, опознанной как брак, количество претензий от покупателей, финансовые потери от бракованной продукции и т.д.

Брак является одним из самых существенных косвенных показателей качества. Выход брака приводит к тому, что себестоимость продукции надлежащего качества возрастает, объем реализации уменьшается, уменьшается прибыль и рентабельность продукции. В процессе анализа важно определить динамику брака (уменьшается она или возрастает), а также удельный вес бракованной продукции, рассчитать потери от брака.

Методики анализа

Главная задача анализа качества продукции – это определить динамику показателей, определить уровень их соответствия плану, причины изменения этих показателей, а затем оценить работу предприятия с позиции уровня качества, который достигнут и которого можно достичь.

Если продукция компании подразделяется по сортам и произошли изменения в сортовом составе, необходимо определить, какие перемены произошли в средневзвешенной цене в целом и на единицу продукции, а затем определить, как сортовой состав влияет на выпуск продукции, прибыль от ее продажи и т.д.

Для оценки качества продукции используются два метода:

  • Определение средневзвешенного балла качества продукции через сравнение показателей его уровня по фактическому выпуску и по факту. Это позволяет определить процент выполнения плана по качеству продукции. Такой метод называют балльным.
  • Определение доли продукции, качество которой можно охарактеризовать кондицией или сортом, в общем объеме произведенных товаров. Это позволяет узнать общий коэффициент сортности и средневзвешенную цену.

Доля каждого сорта в общем объеме сравнивается с планом, чтобы определить динамику изменения этих показателей за выбранный срок.

Средний коэффициент сортности определяется следующим образом:

  • Путем определения отношения количества первосортной продукции к общему числу товаров.
  • Путем выявления отношения стоимости товаров любого сорта к стоимости той же продукции, рассчитанной по ценам первосортной.

После проведения анализа проводится изучение причин снижения качества, источников брака продукции, центров ответственности за него. Разрабатываются меры по повышению качества и устранению брака.

Остались вопросы?
Закажи консультацию
Разработать маркетинговое исследование
Вернуться в каталог

Вам также может быть интересно:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *