Оставьте заявку
мы все решим
Важнейшими механизмами исследования экономической ситуации на рынке являются спрос и предложение. Изучение спроса и предложения дает возможность аккумулировать информацию не только о самом рынке, но и о перспективах его формирования. Анализ спроса и предложения – необходимая составляющая в маркетинговом исследовании.
Взаимосвязь спроса и предложения
Спрос является буквальным отображением общественных потребностей, состоит из производственного и собственноличного потребления. Предложением называют товарную массу, которая образуется как результат промышленного процесса и предназначается для реализации. Между собой спрос и предложение имеют тесную взаимосвязь.
Взаимосвязь спроса и предложения без труда прослеживается:
- зависимость от одинаковых факторов, среди них важнейший – стоимость;
- понижения стоимости товара существенно повышает спрос на него;
- обратная взаимосвязь между спросом и ценой товара – при повышении стоимость продукции снижается спрос на нее;
- прямая взаимосвязь предложения со стоимостью – чем дороже товар, тем большее количество продукции предлагают изготовители товара.
В действительности полное соответствие, так называемая точка равновесия, в паре спрос-предложение не наступает. Даже если совершенно случайно на небольшой период времени это произойдет, то баланс быстро разрушается. Корреляция спроса и предложения постоянно колеблется, наблюдается периодическое превышение того или иного показателя. Одна из важнейших целей проведения анализа спроса и предложения – максимально приблизить оба показателя к точке равновесия.
Алгоритм изучения спроса и предложения
Спрос и предложение относятся к сложнейшим, состоящим из множества компонентов, экономическим группам. Поэтому они нуждаются в комплексном анализе. Во-первых, потребуется одновременный анализ рыночного объема, ценообразование, покупательские свойства продукции, сбытовые каналы, стимулирующие методы реализации товара. Во-вторых, определение коммерческих, производственных, сбытовых возможностей предприятия.
Последовательность действий для анализа спроса и предложения:
- установление изучаемого объекта – спрос и предложение территориального, государственного, всемирного рыночного уровня;
- подбор параметров, характеризующих исследуемый рынок более подробно;
- установление информационных первоисточников для применения в аналитике;
- проведение сбора сведений, контроль, внесение корректив по потребности, классификация и переработка данных;
- проведение исследования для выявления закономерностей и конкретных направлений формирования спроса и предложения;
- разработка прогнозирования спроса и предложения, перспектив рыночного развития определенной группы товаров, отдельной продукции и в целом.
В итоге формируется итоговый отчет для прогнозирования и принятия административных решений.
Методы анализа спроса и предложения
Для анализа спроса и предложения используют разнообразные методики. В основном применяются следующие категории исследовательских аспектов рынка:
- творческие – основаны на индивидуальной информации, экспертных суждениях, потребительском выборе;
- фундаментально-экономические – достоверные методы основаны на цифровых сведениях, диаграммах и формулировках.
Квалифицированные специалисты пользуются двумя методическими категориями. Первая анализирует точку зрения целевой аудитории, вторая предоставляет наиболее точную информацию.
Часть исследователей выделяет спецметоды, работающие по непродолжительным тенденциям развития рыночных отношений.
Специфика исследования спроса и предложения
Для совершенствования реализации товаров бывает недостаточно иметь представление об основных характеристиках спроса и предложения. Проектный механизм намного сложнее, нуждается в каждодневном мониторинге потребительских предпочтений, анализу суждений и другим факторам, стимулирующим реализацию продукции. Одни задачи носят характер стратегии, другие – тактики. Тактическими событиями считаются скидки и акции. К стратегическим относятся услуги, реализация продукции, модернизация товаров и услуг.
Среди важных этапов, нуждающихся в комплексных исследованиях сбыта и предложения, выделяются следующие:
- создание товаров, по максимуму удовлетворяющих указанные нужды и пожелания потребителей;
- расположение продукции на торговых площадках с наиболее эффективной реализацией;
- формирование стоимости товара исходя из рентабельности и конкурентоспособности;
- отбор приемлемых технологий мотивирования реализации продукции.
Регулярные исследования предложения и спроса помогают вести в комплексе меры поддержки для продажи товаров и достижения баланса.
Трудности проведения анализа
Однако, не стоит забывать, что предложение товаров – это не только продукция на прилавке в магазине. Это комплекс критериев для принятия потребителем решения о покупке нужного товара. К тому же, и сам товар становится значимым элементом предложения, включающим: стоимость, престиж бренда и торговой точки, привлекательность тары, реклама, компетентность потребителей.
Данные характеристики имеют разную значимость, которая во многом зависима от определенных ситуаций. Например, стоимость товара, как правило, становится решающим значением для принятия решения о покупке. Допустим, наибольшая значимость прослеживается при приобретении продовольственных товаров или моющих средств. А уже в случае с продажей бензина основную роль сыграет местоположение бензозаправки. Если рассматривать покупку товаров с большим ценником, то здесь стоимость хоть и остается веским доводом, но имеет наименьшую значимость. Именно поэтому для анализа спроса и предложения принципиальное значение имеет разновидность продукции. Соответственно, в каждой товарной группе срабатывают собственные нормативы спроса и предложения, которые необходимо учитывать.
Записаться на консультацию
Остались вопросы? Разберем бесплатно простую задачу или проведем консультацию
Добавить комментарий