Анализ спроса и предложения

Категория : “Маркетинг”
Главная > Статьи > Маркетинг > Анализ спроса и предложения

Анализ спроса и предложения

Поделится:

Спрос и предложение – это два важнейших механизма для изучения состояния рынка. Анализ спроса и предложения позволяет получить достаточно много информации как о самом рынке, так и о его развитии в будущем. Изучение спроса и предложение – обязательный элемент маркетингового анализа.

Связь спроса и предложения

Спрос и предложение тесно взаимосвязаны. Спрос представляет собой отображение потребностей общества, он включает в себя как производственное, так и личное потребление. Предложение – это товарная масса, образовавшаяся в результате производственной деятельности и предназначенная для продажи.

Связь между спросом и предложением легко проследить. Они зависят от одних и тех же фактов, главный среди которых – цена. При снижении цены спрос на товар значительно возрастает. Связь спроса и цены на товар обратная – чем больше цена, тем меньше спрос. Предложение связано с ценой прямо – чем выше цена товара, тем больше товара готовы предложить производители.

В реальности спрос и предложение никогда не достигают полного соответствия, так называемой точки равновесия. Это может произойти совершенно случайно на небольшой период, но равновесие быстро будет нарушено. Соотношение предложения и спроса находится в постоянном колебании, спрос или предложение всегда чуть превышает другой показатель. Анализ спроса и предложения имеет одной из своих целей максимальное приближение этих показателей к точке равновесия.

Порядок изучение спроса и предложения

Спрос и предложение являются сложными, многокомпонентными категориями экономики. Поэтому их анализ лучше всего проводить комплексно. При этом важно одновременно проанализировать емкость рынка, динамику и образование цен, потребительские качества товара, каналы сбыта и методы стимулирования продаж и при этом определить возможности самой компании- финансовые, производственные и сбытовые.

Порядок работы по анализу спроса и предложения чаще всего следующий:

  • Определение объекта изучения – спрос и предложение на региональном рынке, национальном и мировом.
  • Отбор показателей, которые характеризуют изучаемый рынок наиболее полно.
  • Определение источников информации, которая будет использована при анализе.
  • Проводится сбор информации, ее проверка, корректировка по необходимости, систематизация и обработка.
  • Проводится анализ с целью определения закономерностей и выявления определенных тенденций в формировании предложения и спроса.
  • Разрабатывается прогнозирование спроса и предложения, их динамики на рынке в целом, на определенный товар или группу товаров.
  • Формируются выводы, используемые при прогнозировании и принятии управленческих решений.

Методы анализа спроса и предложения

Для изучения спроса и предложения могут быть использованы различные методы и подходы. Чаще всего выделяют две или три категории основы анализа спроса и предложения и исследования этих аспектов рынка:

  • Эвристические – основываются на субъективных данных, мнениях экспертов, предпочтениях покупателей и т.д.
  • Экономико-математические – точные методики, которые основываются на числовых данных, графиках и формулах.
  • Некоторые исследователи выделяют также специальные методы – они работают на основе трендов, кратковременных тенденций в развитии рынка.

Профессиональные маркетологи используют как минимум две категории методик. Первые позволяют лучше узнать мнение целевой аудитории, а вторые получить более точные и достоверные данные.

Особенности изучения спроса и предложения

Получить представление о характере спроса и предложения не всегда достаточно для оптимизации продаж. Процесс планирования гораздо сложнее, он требует ежедневной работы по выявлению потребностей покупателей, изучению их мнения и других моментов, которые помогают стимулировать сбыт. Постоянное изучение предложения и спроса помогает проводить комплексные маркетинговые меры для оптимизации продаж, достижения равновесия между предложением и спросом. Многие задачи при этом имеют стратегических характер, а другие – тактический. В качестве тактических мероприятий обычно выступают скидки и акции, а стратегическими являются программы услуг, методики сбыта, повышение качества продукции и т.д.

Среди самых главных процессов, для которых необходим комплексный анализ сбыта и предложения, можно выделить:

  • Разработка такой продукции, которая максимально удовлетворить выявленные потребности и желания клиентов.
  • Размещение товара в тех местах, где его сбыт будет наиболее эффективным.
  • Формирование цены продукции, которая будет конкурентоспособной и выгодной.
  • Поиск оптимальных методов стимулирования сбыта.

Сложности анализа

При этом следует помнить, что товарное предложение – это не просто товар на полке в магазине. Это целая совокупность параметров, которые каждый потребитель оценивает при решении купить им или нет определенный товар. Однако сам товар является ключевым компонентом предложения. Также предложение включает в себя цену, репутацию торговой марки, престижность магазина, в котором продается товар, притягательность упаковки, рекламные компании, знания и опыт покупателей и т.д.

Все эти параметры имеют различное значение, которое во многом зависит от обстоятельств. К примеру, цена обычно оказывает решающее значение на принятие решения о покупке. Она может быть более значима при покупке продуктов питания или средств для дома, но в случае продажи бензина большее значение будет иметь уже расположение места продажи. При покупке более дорогостоящих товаров цена приобретает меньшее значение, хотя и остается достаточно весомым фактором. Поэтому в анализе предложения и спроса большое значение имеет также вид товара. Для каждой группы товаров действуют свои правила спроса и предложения, которые нельзя не учитывать.

Остались вопросы?
Закажи консультацию
Разработать маркетинговое исследование
Вернуться в каталог

Вам также может быть интересно:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *