Нарушение ИП сроков сдачи отчетности об использовании субсидии не является основанием для ее возврата

Категория : “Статьи”
Главная > Статьи > Нарушение ИП сроков сдачи отчетности об использовании субсидии не является основанием для ее возврата

Нарушение ИП сроков сдачи отчетности об использовании субсидии не является основанием для ее возврата

Поделится:

Субсидии являются одной из мер поддержки малого бизнеса. Они имеют безвозмездный характер и не возвращаются после использования, поэтому для начинающих бизнесменов представляют большой интерес.

Чтобы бюджетные средства были использованы по назначению и не растрачивались впустую, государство разрабатывает правила их получения и расходования. Пройдя строгий отбор и получив доступ к финансированию, предприниматель приобретает вместе с правами перечень обязанностей. Их неисполнение влечет для получателя субсидии наступление гражданско-правовой или публично-правовой ответственности.

На предпринимателя может быть наложен штраф или применены меры бюджетного принуждения, вплоть до возврата переданных ему средств.

Такие меры необходимы, чтобы побудить бизнесмена добросовестно исполнять условия получения субсидии и при необходимости иметь возможность вернуть государству неправомерно используемые средства.

В 15-ом ААС рассматривалось дело о применении к предпринимателю меры принуждения в виде взыскания с него субсидии, полученной на возмещение части затрат по договору лизинга (постановление по делу № А32-49367/2018 3 июня 2019 г.). Предпринимателю вменялось в нарушение несвоевременное представление отчетности в рамках заключенного договора о субсидировании. Суд встал на сторону ответчика.

Основания для обращения в суд

Реализацией программ государственной поддержки предпринимателей в Краснодарском крае занимается Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства (далее — Департамент).

С января 2014 г. по конец 2015 г. в Краснодарском крае реализовывалась государственная программа по поддержке индивидуальных предпринимателей.

В сентябре 2014 года ИП Гладких И.В. подала заявку на участие в данной программе в целях получения субсидии в соответствии с разработанным в Краснодарском крае порядком субсидирования из бюджета доли затрат на внесение первого взноса по договорам лизинга (далее — Правила субсидирования).

ИП прошла отбор и в конце декабря 2014 г. с ней был подписан договор о предоставлении субсидии на развитие ее бизнеса в размере 292 тыс. руб. Перевод был произведен согласно платежному поручению 24 декабря 2014 года.

В договоре субсидирования содержалась обязанность предпринимателя предоставить в установленный срок документы о покупке автомобиля в лизинг. ИП Гладких И.В. приобрела грузовой самосвал 10 мая 2018 г., поставила его на учет 15 июня того же года. Документы о выкупе она передала в Департамент 30 июля 2018 г., то есть по истечении более 30 дней со дня оформления машины в собственность ИП.

Департамент усмотрел в данных действиях нарушение правил распоряжения субсидией, в связи с чем направил в адрес Гладких И.В. уведомление о необходимости возврата суммы в бюджет края. Предприниматель не вернула выделенные средства, что явилось поводом для их принудительного взыскания через арбитраж.

Суд первой инстанции отказал Департаменту в иске. Данное решение истец обжаловал в апелляцию, но и тут не нашел поддержки своим доводам.

Особенности предоставления субсидий из бюджета

Средства бюджета расходуются по принципу их адресного и целевого назначения, то есть они направляются определенным получателям под конкретные задачи.

Отличие субсидии от других форм государственной поддержки выражается в ее безвозмездном и безвозвратном характере. Ее основное назначение — возместить недополученные доходы или произведенные расходы в рамках своей предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 78 БК РФ).

Субсидирование может осуществляться из бюджета любого уровня по правилам, прописанным в федеральных и региональных нормативных правовых актах (п. 2 ч. 2 ст. 78 БК РФ).

Бюджетное законодательство предъявляет к указанным правовым актам ряд требований (п. 3 ст. 78 БК РФ). Они должны определять:

  • признаки, по которым ведется отбор организаций, физических лиц и предпринимателей;
  • направления расходования субсидии и правила ее получения;
  • основания для возврата финансирования при неисполнении условий ее предоставления;
  • последовательность действий при возврате остатков субсидии в завершившемся финансовом году в случаях, прописанных в договоре о субсидировании;
  • нормы, касающиеся проведения проверки соблюдения целевого использования субсидии и остальных обязательных правил.

Принятые в Краснодарском крае Правила субсидирования обязывали ИП в течение 30 дней со дня оформления в собственность транспортного средства, купленного в лизинг, направить в Департамент следующие документы:

  • копию документа о сдаче-приемке автомобиля в прошитом и пронумерованном виде, заверенную подписью лизингополучателя;
  • заверенную лизингодателем копию соглашения о продаже автомобиля в лизинг;
  • копию документов с техническими характеристиками машины или оборудования;
  • заверенные копии ПТС и свидетельства о регистрации транспортного средства.

Такой же перечень документации был указан в договоре о предоставлении субсидии.

Предприниматель, получивший финансирование из краевого бюджета, был обязан в конце каждого финансового года отчитываться о своей деятельности за прошедший год с приложением выписки из налоговой, полученной за 30 дней до направления в госорган соответствующей информации.

Письменная информация обязательно должна быть подписана и скреплена печатью (при ее наличии). Направить ее можно почтой или непосредственно по месту нахождения Департамента.

Установленное нарушение сроков сдачи отчета не повлияло на право пользования субсидией

Суд удостоверился, что предприниматель нарушила установленные сроки сдачи отчетной документации об использовании субсидии на покупку самосвала почти на два месяца. Однако суд посчитал указанный проступок недостаточным для того, чтобы требовать возврата финансирования в краевой бюджет. Он указал, что ИП Гладких И.В. использовала денежные средства по целевому назначению, поэтому задержка в предоставлении документов о покупке не является достаточной причиной для их возврата.

По смыслу статьи 78 БК РФ, требовать возврата финансирования можно в случае его получения ненадлежащим лицом и при его нецелевом использовании. Истец не предоставил доказательств ни по одному из указанных причин. Следовательно, суд принял верное решение по данному делу.

Апелляция акцентировала внимание подателя жалобы на соблюдении принципа справедливости при принятии судебного акта по такого рода делам. Заключается он в том, что в результате решение спорной ситуации не должно приводить к ущемлению интересов другой стороны. Подобного мнения придерживался Верховный суд РФ в определении от 2 ноября 2016 г. (по делу №308-ЭС16-16453).

Суд не принял довод апеллянта о наличии гражданско-правовых отношений между сторонами

В своей жалобе истец настаивал на том, что ИП привлекается к ответственности в связи с заключением договора субсидирования, который регулируется нормами ГК РФ. По мнению истца, ИП не является субъектом, к которому применимы меры бюджетного принуждения.

В большинстве случаев предприниматели получают финансирование из бюджета на договорной основе. В действующих нормативных правовых актов природа таких договоров не обозначена, поэтому суды трактуют условия договоров субсидирования по-разному: либо с позиции гражданско-правовых отношений, либо в рамках публичных правоотношений.

Часть решений судов основывается на мнении, что передача субсидии оформляется в виде договора, что влечет за собой применение к нему гражданско-правовых норм с некоторыми особенностями, предусмотренными нормами бюджетного права. ГК РФ не устанавливает какие-либо особенности исполнения сделок, в основе которых лежит получение бюджетного финансирования, поэтому взаимоотношения сторон в связи с заключением договора субсидирования являются исключительно гражданско-правовыми.

В то же время среди судей существует иная позиция по данному вопросу. Согласно п. 3 ч. 2 ГК РФ, имущественные отношения, в основе которых лежит властное подчинение, не регулируются гражданским правом, а лежат в правовом поле бюджетного, налогового или административного законодательства.

Апелляционный суд придерживался второй позиции при принятии решения по делу. Довод был признан необоснованным и отклонен.

Таким образом, формирование отчетности об использовании субсидии и ее своевременная сдача имеют под собой единственную цель — проконтролировать целевое использование финансовых средств. Нарушение ответчиком сроков сдачи документов может повлечь применение штрафных санкций, но не меры бюджетного принуждения в виде возврата полученной суммы.

Вернуться в каталог Разработать бизнес план Провести исследование

Вам также может быть интересно:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *