Субсидия на поддержку предпринимательства: когда приходится возвращать

Субсидия на поддержку предпринимательства: когда приходится возвращать

Государство оказывает финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в частности в виде субсидий. Получить средства предприниматели могут и от региональных властей через органы местного самоуправления. Получить субсидию можно не только на запланированное дело. Деньги выдают и в качестве компенсации расходов, понесенных в рамках предпринимательской деятельности. Для этого необходимо подготовить пакет документов:

  • Заявку на получение субсидии;
  • Документ, подтверждающий право собственности на землю, здание, сооружение или договор аренды объекта недвижимости, необходимого для ведения деятельности;
  • Платежные документы, доказывающие расходы предпринимателя;
  • Бизнес-план, соответствующий основным видам деятельности предприятия или ИП.

Контролирует порядок выдачи денег и соблюдение условий расходования министерство экономического развития региона.

Несмотря на прозрачные правила и контроль исполнительными органами власти, в регионах встречаются случаи злоупотребления администрациями муниципалитетов при выдаче субсидий. Причины такого явления две: желание получить деньги лжепредпринимателями обманным путем или нежелание следовать установленным порядкам. Нарушение правил выдачи денежных средств влечет неприятные последствия как для местного органа власти, так и для получателя поддержки. В случае выявления нарушений, деньги предпринимателю придется возвращать в бюджет региона, если даже они потрачены на нужды предпринимательства. Таковы условия субсидирования.

Третий арбитражный апелляционный суд рассмотрел жалобу администрации Ширинского района Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия. Согласно судебного акту, Минэкономразвития региона потребовало взыскать с районной администрации 1,5 млн. руб. Сумма была выдана в качестве субсидий местным предпринимателям на развитие дела. Однако со временем выявились нарушения условий их предоставления. Арбитражный суд вынес решение в пользу министерства. Местный орган власти такой вывод суда не устроил, и он обратился в Третий арбитражный апелляционный суд для отмены решения.

Доводы администрации

1,5 млн. руб. – довольно значимая для муниципального образования сумма. Администрация Ширинского района решила отстоять денежные средства, сославшись на следующие обстоятельства:

  • Минэкономразвития не полномочно подавать иски о взыскании в пользу регионального бюджета;
  • Сроки для направления иска истекли;
  • Порядок выдачи субсидий не нарушался.

Таким образом, главный аргумент местного органа власти – защита интересов в пользу республиканского бюджета не входит в компетенцию министерства.

О субсидировании

В Российской Федерации действует программа господдержки индивидуальных предпринимателей, крестьянско-фермерских хозяйств, малых и средних предприятий. В рамках программы бизнесмены могут получить денежные средства. Правила выдачи субсидий в субъектах устанавливают региональные власти РФ.

В 2015 г. Минэкономразвития Хакасии заключило с Ширинской администрацией договор о выделении денег в бюджет района для дальнейшей поддержки предпринимателей. Деньги были перечислены в рамках госпрограммы по экономическому развитию региона.

Чтобы проверить порядок выдачи и условия использования субсидий, в 2018 г. министерство провело документарную проверку муниципального образования. Мероприятие выявило нарушение правил субсидирования на сумму 1,5 млн. руб. Затем в адрес администрации последовало требование о возврате указанных средств. Так как муниципальное образование не вернуло деньги, Минэкономразвития было вынуждено обратиться в арбитражный суд.

По мнению администрации района, Минэкономразвития не полномочно обращаться с иском о взыскании денег в региональный бюджет. Однако данное убеждение основано на неправильном толковании положений законодательства. Как следует из п.п. 10 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, тот, кто распоряжается средствами из бюджета, должен обеспечить соблюдение получателями субсидий правил их выдачи.

Согласно Положению, Минэкономразвития Хакасии осуществляет полномочия в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Ведомство распоряжается средствами регионального бюджета, которые выделены на реализацию возложенных полномочий. В 2013 г. в Хакасии заработала программа по экономическому развитию региона. Для ее реализации разработан порядок субсидирования малого и среднего предпринимательства. Согласно правил, соблюдение муниципальными образованиями порядка получения и расходования денежных средств контролирует Минэкономразвития. Ведомство вправе потребовать вернуть выделенные средства, если выявит нарушение местными органами власти условий субсидирования, нецелевого применения бюджетных денег. Если обнаружится растрата средств не по целевому назначению, то потраченная сумма взыскивается в пользу бюджета региона.

Согласно договору с министерством, администрация Ширинского района взяла на себя контроль за расходованием денег. При этом министерство сохранило за собой право контролировать исполнение местным органом власти условий договора.

Когда субсидию нужно возвращать

В договоре между сторонами прописано, что субсидию необходимо возвратить в двух случаях:

  • Если администрация нарушит установленный порядок выдачи денег;
  • Обнаружено нецелевое расходование субсидий их получателями.

Последствия при таком раскладе следующие. Министерство либо требует возврата всей суммы или части средств либо и уменьшает субсидию на сумму, потраченную с нарушениями. Таким образом, суды первой и второй инстанции установили правомочность министерства направлять иски в пользу республиканского бюджета.

Сроки давности иска

Арбитражный и апелляционный суды установили, что Минэкономразвития не пропустило сроки обращения в суд. До проведения документарной проверки министерство не могло знать о нарушениях правил субсидирования. При этом администрация допустила следующие нарушения:

  • Выдала субсидию главе КФХ Ерилиной М.Ю. по заявке, в которой не было подтверждения ведения хозяйства в Ширинском районе;
  • Учтены расходы, не подлежащие компенсированию, т.к. не связаны с работой КФХ;
  • Выдала субсидию ООО «Мастер» по заявке, в которой отсутствовали сведения о земельном участке, зданиях, без которых нельзя вести хозяйственную деятельность;
  • Выдала субсидию, не проверив наличие у учредителя ООО сертификата подготовки по ведению предпринимательской деятельности;
  • Выдала субсидию по бизнес-плану «Домашняя птица», который не соответствует основному виду деятельности заявителя (разведение крупного рогатого скота).

В суде первой инстанции администрация Ширинского района признала, что субсидии на 1,2 млн руб. выданы с нарушением порядка предоставления. Спорной остается субсидия на 300 тыс. руб., выданная ИП Игнатьевой.

Спорная субсидия

Субсидия для поддержки предпринимательства, выданная ИП Игнатьевой, по мнению Минэкономразвития, предоставлена также с нарушениями:

  • Без получения от ИП сведений из ЕГРН. Если у ИП нет земель и помещений в собственности, то должен быть договор аренды;
  • По договору аренды помещения площадью 25 кв.м без приложений к договору техплана и техпаспорта. Указанные документы упоминаются в договоре, но к нему не приложены;
  • С учетом расходов на покупку товаров у ИП Ласковенкова М.Ю. на 60 тыс. руб., при этом накладная на указанную сумму выдана ООО «Соло». Нельзя принимать противоречивые сведения в качестве основания для компенсации расходов предпринимателя.

Представленный договор аренды вызвал у судов обеих инстанций сомнения, т.к. в документе имеются ручные корректировки дат. При этом исправления не оговорены. Из договора непонятно, какая дата окончания срока действия договора. Таким образом, в заявке ИП отсутствует какая-либо информация о недвижимом имуществе, необходимом для ведения предпринимательской деятельности.

Единогласно – отказать

Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что Минэкономразвития Хакасии в полной мере доказало нарушение порядка выдачи субсидий администрацией района. В представленных заявках глав КФХ, индивидуальных предпринимателей на субсидирование отсутствовали полные и достоверные данные. Местный орган власти должен был отказать в финансовой поддержке по данному основанию.

Так как в доводах Ширинской администрации отсутствуют факты для отмены решения суда первой инстанции, апелляционный суд признал их несостоятельными. Такие доводы не могут послужить основанием для отмены судебного акта: они не имеют юридической силы. Таким образом, жалоба администрации Ширинского района оставлена судом без удовлетворения.

Соблюдение порядка выдачи субсидий выгодно, в первую очередь, самим получателям. В дальнейшем не нужно сомневаться, что их придется возвращать через месяц, два или полгода. Более того, предпринимателям нужно уложиться в срок и доказать их целевое применение. В данном случае районная администрация подвела не только себя, но и предпринимателей, которые, вполне возможно, уже нашли применение деньгам, но будут обязаны их вернуть в пользу регионального бюджета. Из-за нарушения правил субсидирования, такие предприниматели могут лишиться права повторного получения господдержки на развитие собственного дела.

Поделится:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сделаем визуализацию вашей идеи, определим эффективность всего проекта. Сопровождаем в получении финансирования
Разработать индивидуальный бизнес-план
Проведем анализ рынков сбыта и стратегий конкурентов, сегментируем потребителей, сделаем выводы
Заказать индивидуальное маркетинговое исследование
Обязательно подпишитесь на наши обновления
Введите ваши даные

Вам также может быть интересно: