Условия изменения размера арендной платы за пользование лесами из государственного фонда

Оставьте заявку

мы все решим

    Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с нашей политикой обработки персональных данных

    Условия изменения размера арендной платы за пользование лесами из государственного фонда

    Приобрести в аренду территорию с лесом без проведения аукционов – вполне реально. Единственное условие подписания соответствующего контракта – присутствие конкретного объекта с кадастровой выпиской среди приоритетного списка земель по освоению лесных ландшафтов. Вместе с заключением договора организация берет на себя обязательства согласно прописанным в нем пунктам. Основные моменты, влияющие на изменение арендной платы – сроки и объемы переработки древесины, корректировка которых прямо пропорциональна суммам за пользование участка с лесом. Условия соглашения позволяют арендодателю вносить ценовую корреляцию в одностороннем порядке, как в большую, так и в меньшую сторону.

    Если пренебрегать вышеизложенными факторами взаимодействия с государственными службами, рядовому предприятию, заключившему соответствующий контракт, можно понести значительные убытки. Для их предотвращения необходимо учитывать:

    • законодательные акты в сфере лесопользования;
    • федеральные нормативные документы;
    • статьи Лесного кодекса.

    Потенциальные финансовые потери, судебные разбирательства, иски и сопряженные с ними аспекты можно предотвратить грамотным юридическим сопровождением коммерческой деятельности предприятия. Иначе риски возможных вышеупомянутых проблем возрастают и могут привести к ситуации, как, например, с Нововятской фабрикой пиломатериалов. Суд согласно иску Министерства лесного хозяйства обязал предприятие, которое арендовало участок леса с целью использования древесины, выплатить долг в сумме почти 1 млн. руб. Руководство компании не согласилось с иском ведомства и первичным решением суда. Поэтому было подано соответствующее заявление об отмене этого решения, рассматриваемое судом второй инстанции.

    Контракт по аренде лесного участка, на котором должна осуществляться добыча древесины, был заключен еще в 2014 году. Около 7 тысяч га лесных угодий перешло во временное пользование предприятию на период 50-ти лет. За 3 года активной деятельности руководство фабрики приняло решение о расширении производства пиломатериалов, и его темпы возросли, что повлияло на увеличение  прибыли. С 2017 года технологические и сырьевые составляющие компании имели большие масштабы, о чем свидетельствовали данные налоговой отчетности и фактическая добыча древесины.

    Согласно вышеизложенному, Министерство лесного хозяйства в одностороннем порядке повысило сумму арендной платы – это позволяли федеральные законы и Лесной кодекс. В результате этого фабрика моментально стала должником. Доводы истца в суде второй инстанции основывались на якобы незаконных действиях ведомства, которое должно было составить дополнение к уже заключенному контракту прежде, чем повышать стоимость арендной платы.

    Нюансы дела

    Еще в 2010 году Нововятский комбинат пиломатериалов изъявил желание осваивать лесные угодья Кировской области, подав заявку в Министерство лесного хозяйства по данному региону. Была договоренность о производстве плит ДСП, ОСП, мебели, лыж и паркета в конкретно указанных объемах. В расчетах арендной платы за пользование лесными угодьями взяли незначительный коэффициент по ставке 0,5, согласно приоритетности разработки данного ландшафта. Условия договора между предприятием и ведомством включали арендную плату суммой до 1 млн. руб., период пользования 50 лет, возможность корректировки этих показателей в зависимости от волатильности масштабов производства.

    Если бы деятельность компании ограничивалась установленными в договоре объемами, уровень арендной платы находился бы на прежних показателях согласно понижающему коэффициенту 0,5. Но последний был исключен, так как период осуществления проекта показал понижающую динамику, а объемы производства древесной продукции возросли.

    Критерий идентификации суммы арендной платы

    Вышеупомянутый коэффициент 0,5 распространяется на использование лесных угодий приоритетного характера, о чем говорит постановление Правительства № 310 от 25.05.2007 года. Договор предусматривает период окупаемости в 100 месяцев, который начинается с момента подписания документа, т.е. фактического осуществления проекта. В пунктах соглашения указано, что корреляция суммы арендной платы зависит от ставки стоимости за единицу древесины и непосредственно от масштабов производства.

    Данные Лесного кодекса

    73-я статья Лесного кодекса свидетельствует о расчете минимальной арендной платы путем умножения ставки стоимости использования единицы леса на показатели масштабов производства древесины. Если предприятие арендует лесные угодья без цели добычи древесины, расчет аренды происходит иначе – согласно ставке стоимости за единицу площади и непосредственно показателям самой площади арендуемого леса.

    В случае подписания договора аренды земель из фонда лесного хозяйства ставки стоимости за использование леса и за площадь угодий устанавливают представители муниципалитета или органы власти России. При корректировке ставки стоимости за использование одной единицы леса арендодатель имеет право изменить арендную плату без необходимости составления каких-либо дополнительных контрактов.

    Вышеизложенный нюанс предусмотрен законодательно так же, как необходимость извещения арендатора о соответствующей корреляции ставки за использование единицы лесных угодий и арендной платы.

    Что предпринял арендатор?

    Около 7 тысяч га лесных угодий было передано предприятию на правах аренды еще в 2010 году. Через 4 года Нововятский комбинат пиломатериалов направил запрос органам власти Кировской области о таких факторах, как:

    • увеличение масштабов производства;
    • расширение ассортимента продукции;
    • уменьшение периода окупаемости проекта в целом.

    По итогу заявления  Правительство Кировской области приняло решение об утверждении периода окупаемости на 9 месяцев менее, ставки стоимости использования древесных ресурсов, а также ставки за единицу площади лесных угодий с коэффициентом 0,5. Лимит по масштабам производства ОСП-плит был повышен до 155 тыс. кубов ежегодно.

    Декабрь 2017-го ознаменовался отправкой уведомления предприятию о завершении периода окупаемости к июню 2016-го года с соответствующим увеличением суммы арендной платы. Уже в 2018-м году представители фабрики получили претензию об обязательстве погашения долга суммой почти 1 млн. руб. Такая стоимость была рассчитана за использование лесных угодий на протяжении  5-ти месяцев 2016 года. По причине игнорирования предприятием запроса ведомства Министерство лесного хозяйства обратилось с соответствующим иском в арбитражный суд области.

    Решение суда

    Постановления суда основываются на законодательстве. С одной стороны, Гражданский кодекс не предполагает корректировку условий заключенного договора в одностороннем порядке (статьи 309 и 310). С другой – существуют исключения, предопределяемые нормативными актами. Статья 72 Лесного кодекса разрешает использовать лесные угодья на правах аренды. Также и 94-ая статья свидетельствует о платности использования лесов по РФ. Именно органы власти, компетентные в сфере лесопользования, или муниципалитеты, фиксируют уровень платности пользования лесными ресурсами.

    Арендная плата зависит от ставки стоимости за единицу леса и непосредственных масштабов добытой древесины, произведение которых по итогу и предоставит конкретную сумму, которую арендатор обязан заплатить за пользование лесными массивами (статья 73-я Лесного кодекса). 74-я статья предопределяет способ распоряжения лесными угодьями. В случае нахождения последних в собственности у государства обязан проводиться определенный тендер и непосредственный договор о долгосрочной аренде и использовании древесины в качестве сырья для производства пиломатериалов составляется по результатам торгов.

    Последние не должны реализовываться в случае сдачи в аренду земель с приоритетным характером использования – в качестве освоения лесных угодий. Договор с Нововятской фабрикой пиломатериалов составлялся без всяких тендеров и аукционов только по одной причине. Эти 7 тыс. гектар лесных массивов относились к приоритетным землям для освоения в рамках конкретного проекта и были переданы предприятию на основании подписанного соглашения.

    По ходу осуществления вышеупомянутого проекта в рамках договора (2016 год) представители компании подали запрос в органы власти по поводу увеличения масштабов производства и уменьшении периода окупаемости и как следствие – сроков осуществления проекта в целом. После такой инициативы руководства предприятия Министерство лесного хозяйство приняло решение об отмене льготного коэффициента для арендной платы в одностороннем порядке (что не противоречит законодательству), которая после этого увеличилась в размере.

    Соответствующее постановление Правительства под № 310 фиксирует ставки стоимости за единицу леса и площади использования лесных угодий. Данные постановления и законодательные акты свидетельствуют об утвержденном коэффициенте 0,5 согласно приоритетной специфике используемых лесных массивов. Льготная ставка используется на протяжении всего периода окупаемости проекта, что также указано в договоре.

    С точки зрения истца суда второй инстанции, период осуществления проекта начинается с момента подписания договора. Здесь возникает нюанс – стоит разграничивать понятия дня подписания контракта и непосредственного начала окупаемости проекта. Согласно подписанному соглашению, льготный тариф аренды действует со стартовой точки окупаемости, а не со дня подписания контракта.

    Период окупаемости рассчитывается соответственно 39-ому федеральному закону (статья № 1). Он начинается со дня непосредственного инвестирования в проект и завершается моментом превышения доходов над расходами. Поэтому период осуществления проекта добычи древесины и производства пиломатериалов следует отсчитывать от даты первичного инвестирования, когда осуществлялись соответствующие транзакции. Это обстоятельство было учтено судом, который изучил материалы дела и выяснил, что первичные капиталовложения были сделаны в 2009 году в размере 150 тыс. рублей за обслуживание соответствующего оборудования. Истец не предоставил суду доказательств обратного, чтобы разграничить данные финансовые перечисления и исследуемый проект в целом.

    Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также прекращение актуальности льготных коэффициентов после периода окупаемости, суд стал на сторону ведомства и отказал в удовлетворении иска второй инстанции законно и правомерно. Прежде всего, в связи с отсутствием дополнительной доказательной базы и грамотного юридического сопровождения.

    Записаться на консультацию

    Остались вопросы? Разберем бесплатно простую задачу или проведем консультацию

    Посмотреть пример

    Поделится:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Вам также может быть интересно: