Оставьте заявку
мы все решим
Отказ от исполнения обязательств не предполагает возможность уклониться от оплаты услуг или работ, предусмотренных договором.
Столичный арбитражный суд рассмотрел иск гражданина Крамаря к ООО «Вонтрезалт». Требования истца – расторгнуть лицензионный договор и взыскать 250 тыс. рублей незаконного обогащения и проценты за пользование чужими деньгами в размере 12 тыс. рублей. Также компания выдвинула встречный иск, потребовав с гражданина выплаты долга по лицензионному договору в размере 200 тыс. рублей.
Причиной обращения с иском Крамаря стало неисполнение ответчиком условий договора, дающего право пользоваться ПО для компьютера. Общество, наоборот, ссылается на полное выполнение своих обязательств. При этом, как указывает компания, оказанные услуги Крамарь не оплатил.
Как возник спор
В 2018 году стороны спора заключили лицензионный договор, по которому компания «Вонтрезалт» предоставила истцу право использовать программное обеспечение ВК Трекер в своей предпринимательской работе. Соглашение между сторонами было принято для реализации работ, которые выполнялись пользователями по договору. Для них создавались рекламные сайты, предоставлен доступ к необходимой информационной базе.
Лицензионный договор предусматривал право на следующие действия:
- Использовать ПО ВК Трекер;
- Продавать другим лицам доступ к ПО.
После перехода права на использование ПО получающая сторона должна подписать акт приема-передачи в течение трех дней. На четвертый день направления акта, если он не подписан, документ считается подписанным.
Условия договора
Пользователь по договору должен был выплатить:
- Единовременный платеж за пользование ПО – 250 тыс. рублей;
- Ежемесячные отчисления в размере 20% от выручки от продажи доступа к ПО;
- Ежемесячная плата в размере 30 тыс. рублей за консультационные услуги.
Истец мог пользоваться услугами правообладателя бесплатно, если размер ежемесячного платежа составляет от 30 тыс. рублей. Если эта сумма меньше, вознаграждение за услугу рассчитывается с учетом фактической оплаты.
Действие договора может быть приостановлено, если оплата не будет поступать более 5 дней. Правообладатель вправе заблокировать доступ к программному обеспечению. Об отказе выполнять свои обязательства пользователь должен известить ООО «Вонтрезалт» за месяц до расторжения договора.
Доказательством выполнения обязательств по договору являются акты приема-сдачи работ за месяц. Документ оформляется правообладателем в течение 10 дней и подписывается второй стороной за 5 дней. В случае отказа от подписи пользователь обязан мотивировать свое решение, указать на недостатки для устранения. В противном случае акт считается принятым, а работы – выполненными.
С чем не согласны стороны
По мнению гражданина Крамаря, компания «Вонтрезалт» нарушила договорные условия. Деньги в сумме 250 тыс. рублей им были перечислены, но услуги не оказывались и лицензионные права на ПО он не получал. Из документов следует, что в 2018 году Крамарь получил доступ к программе, но в 2019 доступ был закрыт. Поэтому истец потребовал расторгнуть соглашение и вернуть ему сумму единовременного платежа. Однако претензию компания оставила без внимания.
По мнению общества, доступ к ПО был открыт пользователю своевременно. Ни к объему, ни к качеству базы данных претензий г-н Крамарь не предъявлял. Но он также не подписал акт-приема сдачи права пользования программным обеспечением и не оплатил консультационные услуги.
Удовлетворить… частично
По закону владелец интеллектуальной собственности, в данном случае программного обеспечения, дает полные или неполные права на пользование лицензиату. Пользователь может распоряжаться ими только в рамках договора за определенное вознаграждение. При этом договор стороны могут расторгнуть в следующих случаях:
- По обоюдному согласию;
- По решению судебного органа;
- Из-за нарушения договорных условий одной из сторон.
Крамарь предложил обществу расторгнуть договор по обоюдному согласию. Но компании такой поворот дела был невыгоден, так как истец не оплатил услуги. Но против разрыва отношений через суд «Вонтрезалт» не против, если суд обяжет истца выплатить долг.
Если до расторжения соглашения одна сторона выполнила свои обязательства, а другая нет, возникают условия для незаконного обогащения участников отношений. В данном случае, гражданин Крамарь воспользовался услугами ответчика, но не оплатил их, то есть удержал и продолжает удерживать чужие средства. Доказательством этого факта являются акты приема-передач, полученные, но не подписанные истцом. Однако и претензий своевременно к объему и качеству услуг Крамарь не предъявлял. Суд установил, что 250 тыс. рублей единовременного платежа возврату не подлежат. В 2018 году он получил право на использование ПО. Акт об этом сторонами был подписан. Даже по договору эта сумма является платой за факт предоставления доступа и не является возвратной.
Помимо единовременной платы истец выплатил 20 тыс. рублей за услуги. Стороны подписали акт об их оказании, и Крамарь замечаний не высказывал. Таким образом, оплата от истца компании «Вонтрезалт» не является для последней незаконным обогащением. Следовательно, у общества перед истцом нет никаких долгов. По итогам рассмотрения иска суд решил отказать Крамарю в удовлетворении требований.
Разбор встречного иска
Факт оказания услуг или выполнения работ подтверждается соответствующим документом, например, актом приема-сдачи. Если одна из сторон его не подписывает, на это должен быть мотивированное основание. Если претензий у второй стороны нет, документ считается принятым и подписанным обоими участниками сделки.
Из материалов дела следует, что истец сам не выполнил обязательства, оставив оказанные услуги без оплаты. В частности, Крамарь не оплатил услуги на 20 тыс. рублей. Общество также требовало вернуть 180 тыс. рублей долга. Однако суду не были представлены достаточные доказательства появления этого долга. Компания предоставила акты приема-передачи услуг за пять месяцев 2019 года. Документы были подписаны только обществом и направлены истцу по электронной почте. Однако в этот период ООО «Вонтрезалт» само ограничило доступ гражданину к программному обеспечению из-за неоплаты дополнительных услуг. Следовательно, за это время компания не могла выполнять дополнительные работы по допсоглашению к договору. Из этого следует, что долга за пять месяцев 2019 года у пользователя программы быть не может. Также не доказывают оказание услуг односторонние акты приема-сдачи работ. Поэтому суд отказал в удовлетворении иска общества в этой части.
Ответственность за неисполнение обязательств
Невыполнение работ, неоказание услуг, предусмотренных договором, равно как и отказ от оплаты исполненных обязательств являются нарушением сторонами условий договора. В таких случаях законодательство предусматривает гражданскую ответственность в рамках нормативов ГК РФ.
Для организаций и ИП наиболее суровым наказанием является применение санкций ст. 1253 ГК. Согласно норме, юрлица и предприниматели рискуют быть закрытыми, если многократно либо грубо нарушали авторские права на исключительные права на интеллектуальную собственность, в том числе товарные знаки.
Вид ответственности за нарушение договорных условий определяет конкретный предмет сделки. Если им является произведение искусства, литературы, правообладатель, у которого нарушение интересы, может потребовать возместить убытки, в том числе выплатить проценты за пользование чужими средствами.
Минимальный и максимальный размер компенсации прописаны в ГК:
- От 10 тыс. до 5 млн рублей. Сумму выплаты определяет суд с учетом последствий нарушения договорных условий;
- Сумма, равная стоимости двух экземпляров предмета договора;
- Сумма, равная стоимости права пользования предметом договора, умноженная на два. Сумма определяется с учетом стоимости, которая взимается за легальное пользование произведением.
Для средств индивидуализации применяются такие же принципы восстановления прав. Закон допускает взыскание с нарушителя возмещения убытков или компенсации. Назначить наказание в виде компенсации суду даже проще, так как, в отличие от убытков, ее не нужно подробно вычислять. Более того, суд может обязать выплатить определенную круглую сумму.
Наказание за нарушение лицензионного договора, соглашения на пользование секретами производства, выбирается с учетом условий конкретного договора либо законодательных требований. В таких спорах чаще всего назначается возмещение убытков.
Ответственность за неоплату услуг
Оказание услуг по лицензионному договору предполагает немалое вознаграждение. Ответственность за нарушение правил расчета предусматривает ст. 1237 ГК РФ, согласно которой правообладатель вправе без согласия второй стороны расторгнуть договор и потребовать возместить убытки, возникшие вследствие расторжения. Убытком является упущенная выгода, то есть возможный, но упущенный доход.
Соглашение между сторонами прекращает действовать через месяц со дня получения извещения о расторжении договора, если за это время вторая сторона не расплатилась за ранее оказанные услуги или выполненные работы.
Способом сохранить деловые связи и репутацию в таких ситуациях является решение спора в досудебном порядке. Возможно, кому-то из сторон придется пойти на уступки, предусмотреть рассрочку или иной способ расчета.
Записаться на консультацию
Остались вопросы? Разберем бесплатно простую задачу или проведем консультацию
у меня тоже примерно такая ситуация, нужно расторгнуть договор. Они все деньги пытаются забрать. Очень большие убытки по этой франшизе. Можете помочь? Сколько это стоит? Моя история похоже на то, что тут описано. antijob.name/news/wantresult-kak-prodat-franshizu-i-zastavit-platit-za-vozduh