Основные пользователи бизнес-плана

Оставьте заявку

мы все решим

    Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с нашей политикой обработки персональных данных

    Основные пользователи бизнес-плана

    Некоторые предприниматели ведут дела интуитивно. Они обходятся без формализованного бизнес-плана, держа информацию в голове или в виде набросков в блокноте. Такой принцип нельзя назвать эффективным. Но если людям нравится действовать на ощупь в темноте, натыкаясь на препятствия, зачем мешать им?

    Другое дело, когда новому предприятию требуются финансовые вливания. Ни один грамотный инвестор не даст денег без подробного бизнес-плана. Записи на салфетках, подтверждающие высокую рентабельность стартапа, не считаются.

    Вот вы побывали на Шри-Ланке и попробовали там вкусный чай. Напиток так понравился, что решили закупать его, привозить в родной город и продавать с 50%-й наценкой. Оформили ИП, составили примерные расчеты прибыли и отправились в банк за кредитом. А банк говорит: «Ничего не знаем, показывайте бизнес-план, оформленный по нашему образцу».

    Таким образом, основные пользователи бизнес-плана — это внешние инвесторы. Их риски высоки. Большая часть новых предприятий закрываются в первые же годы работы. С кого потом требовать деньги, если фирма обанкротится? Изучение бизнес-плана позволяет понять, какова вероятность того, что вложенные инвестиции не удастся вернуть.

    Требования к бизнес-плану

    Существует несколько общих правил по составлению документа:

    1. Оформлять индивидуально под конкретного инвестора или партнера. Не получится составить универсальный документ, а потом разослать всем адресатам по принципу «уж кто-нибудь согласится». Бизнес-планы для банка и инвестиционного фонда будут выглядеть по-разному. Уточняйте требования заранее, чтобы потом не переделывать.
    2. Не использовать клише. «Мы — динамично-развивающаяся компания с богатым практическим опытом реализации инновационных проектов. Используем клиентоориентированный комплексный подход при решении поставленных задач». Выкидываем отсюда весь словесный мусор, и получается так: «Мы — компания». Написано много, а по факту — ничего. Нужно понимать: инвесторы не идиоты, на умные слова не «ведутся».
    3. Не знаете, как сделать, — доверьте тем, кто знает. От бизнес-плана зависит, получите ли вы в итоге деньги или нет. Если стоимость возможной сделки выражается в шестизначных суммах, лучше не рисковать, пытаясь сэкономить пару тысяч рублей при выборе внештатного эксперта.
    4. Адекватно оценивать ситуацию. Маленькая кофейня, скорее всего, никогда не сможет обогнать «Старбакс» по показателям выручки. Ларек с шаурмой не победит «Макдональдс». Нужно реально смотреть на вещи. Профессиональные агентства привлекают к созданию бизнес-планов независимых экспертов: маркетологов и финансовых аналитиков. Объективный взгляд со стороны позволяет составить документ, соответствующий реалиям, а не фантазиям предпринимателя.
    5. Объем бизнес-плана — не менее 40 листов.

    Международные стандарты оформления бизнес-планов

    Чтобы привести структуру бизнес-планов к единому виду, были придуманы стандарты по их составлению. Существует 4 главных стандарта:

    1. ЕБРР — шаблон от Европейского банка реконструкции и развития.
    2. TACIS — создан Европейским Союзом для применения на территории СНГ.
    3. KPMG — разработан крупной аудиторской компанией с одноименным названием.
    4. UNIDO — создан подразделением ООН, которое занимается борьбой с бедностью путем промышленного развития.

    Единообразия не получилось. Составители стандартов по-разному представляли себе правильную структуру документа:

    TACIS KPMG ЕБРР UNIDO
    Введение Резюме Меморандум о конфиденциальности Резюме
    Краткое описание Продукция и услуги Резюме Сущность проекта
    Стратегия бизнеса Анализ рынка Информация о предприятии Маркетинговый план
    Маркетинговый план Целевые рынки Проект План производства
    Стратегия производства Стратегия продвижения Финансирование Организационный план
    Организационный план Управление
    Финансовый план Финансовый анализ
    Анализ рисков

    Кто финансирует бизнес-проекты в России

    В начале своего существования молодая компания остро нуждается в деньгах. Типичный стартап в России — когда есть хорошая идея, но нет средств на реализацию. Кому можно показать свой бизнес-план в обмен на финансирование?

    Кредитные организации

    Банки предпочитают вкладываться в стабильные предприятия, которые существуют не менее 1 года. Кредиты под открытие своего дела — редкая вещь. Главенствует принцип «сначала поработайте, а там видно будет».

    «МСП Банк» в рамках поддержки малого и среднего предпринимательства предлагает до 1 миллиарда рублей по ставке от 9,6 % годовых. Просят предоставить упрощенный бизнес-план по форме банка. Срок работы компании-заемщика — не менее 6 месяцев. При этом, рассчитывать на максимальный объем финансирования и такую низкую процентную ставку на первом этапе не следует.

    Банк «Центр-Инвест» выдает кредиты начинающим бизнесменам при предоставлении бизнес-плана. Условия такие: до 300 тыс. рублей под 12 % в год. Без залога и поручителей. Здесь, наоборот, ценится неопытность. Получить кредит можно, только если с момента регистрации ООО или ИП не прошло 366 дней.

    Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ)

    Один из крупнейших венчурных фондов в России вкладывает деньги в перспективные IT-стартапы. На этапе формирования проект получает до 2,5 млн рублей. В дальнейшем сумма инвестиций способна возрасти до 324 млн рублей. В обмен на вложенные деньги ФРИИ получает долю в компании (от 7 до 40 процентов).

    Фонд проинвестировал уже более 300 проектов. Чтобы попасть в число счастливчиков, компания должна иметь подтвержденную бизнес-модель, соответствовать требованиям и пройти жесткий отбор. По статистике, на первоначальном этапе отсеивается 90 % заявок.

    Среди самых интересных проектов, получивших деньги от ФРИИ, можно выделить:

    Проект Описание Инвестиции Доля ФРИИ
    «Кнопка жизни» Сервис экстренной помощи, работающий по всей стране 45,5 млн рублей в 2014 году 32,5 %
    Hot WiFi Система организации Wi-Fi-доступа в публичных местах 42 млн рублей с 2014 по 2018 год 33,82 %
    PlayKey Игровая облачная платформа 160 млн рублей в 2017 году 11,01 %
    Leadza Сервис на основе искусственного интеллекта. Оптимизирует рекламные кампании в социальных сетях 17,1 млн рублей в 2017 году 24,98 %
    «Робот Вера» HR-бот ищет нужные резюме, самостоятельно проводит собеседования и отбирает кандидатов 67,1 млн рублей с 2016 по 2017 год 32,69 %
    UNIM Цифровая лаборатория диагностики рака 7,9 млн рублей c 2014 по 2015 год 13,6 %
    «МУЛЬТиКУБИК» (Cinemood) Портативный кинопроектор 150 млн рублей в 2016 году 28 %

    Фонд РОСНАНО

    РОСНАНО вкладывает деньги в высокотехнологичные предприятия. Инвестиции оформляются как взнос в уставной капитал. Когда проект достигает стадии зрелости, фонд продает свою долю, а вырученную прибыль инвестирует в новые стартапы.

    К заявке на финансирование прикладывается пакет документов, в том числе бизнес-план. Решение о предоставлении денег выносится правлением РОСНАНО в течение 180 дней. Далее фонд тщательно контролирует расходование выделенных средств. Так что потратить средства на покупку необитаемого острова в Индийском океане не получится, если это не предусмотрено бизнес-планом.

    Интересные объекты в портфеле фонда:

    • «ЛЕД-Энергосервис» — производство светодиодных осветительных приборов (вложено 569 млн рублей с 2015 года);
    • «ГемаКор» — новый метод диагностики свертываемости крови (580 млн рублей с 2010 года);
    • «Лиотех» — производство литий-ионных аккумуляторов (7,58 млрд рублей с 2010 года);
    • «ЭсПи Гласс»— теплосберегающие и самоочищающиеся стеклопакеты (2,8 млрд рублей с 2012 года);
    • «Новые технологии строительства» — производство инновационного асфальтного покрытия (1,29 млрд рублей с 2010 года).

    Центр занятости населения (ЦЗН)

    Государство оказывает финансовую поддержку безработным, которые хотят открыть свой бизнес. Помощь предоставляется безвозмездно: деньги не нужно возвращать или обменивать на долю в новой компании. Но отчитываться по расходам придется. Если они будут признаны нецелевыми, то средства обяжут отдать обратно.

    Будущий предприниматель предоставляет в центр занятости свой бизнес-план. Специальная комиссия изучает документы и решает, одобрить или отказать. Размер субсидий и порядок их предоставления нужно уточнять: в каждом регионе России свои правила.

    Фонд «Сколково»

    Организация распределяет гранты между перспективными проектами. При этом фонд не получает доли в стартапе и не влияет на его работу. Грант — это помощь, которую не нужно возвращать.

    Как получить грант:

    1. Подать заявку на включение в список участников «Сколково».
    2. Получить одобрение.
    3. Отправить пакет документов, заявку и презентацию к ней на получение гранта.
    4. Защитить проект на заседании комитета.

    Кто получил гранты от фонда «Сколково»:

    • «Аэроб» — создание дронов с искусственным интеллектом (5 млн рублей в 2012 году);
    • «ДиСиКон» — система обнаружения лесных пожаров (5 млн рублей в 2012 году);
    • «Спектралазер» — лазеры для систем зажигания ракетных двигателей (25 млн рублей в 2012 году);
    • «Аби ИнфоПоиск» — программы распознавания, анализа и перевода текстов (475 млн рублей в 2011 году).

    Mail.RU Games Ventures (MRGV)

    Фонд инвестирует в организации, которые работают в сфере игровой индустрии и мультимедиаразвлечений. На финансовые вливания могут претендовать как молодые студии и издательства, так и уже сформировавшиеся компании. Все заявки оцениваются инвестиционным комитетом. Схема вложений предполагает передачу доли от проекта в собственность Mail.Ru Group.

    Например, студия разработчиков мобильных игр BIT.GAMES в декабре 2017 года получила инвестиции от MRGV. А в 2018 году Mail.Ru Group стала обладателем 51 % акций компании. Сумма сделки не раскрывается.

    Записаться на консультацию

    Остались вопросы? Разберем бесплатно простую задачу или проведем консультацию

    Посмотреть пример

    Поделится:

    Один комментарий на «“Основные пользователи бизнес-плана”»

    1. Investoram.Org:

      Бизнес-план предприятия — один из самых распространенных типов бизнес-планов, он полезен не только крупным компаниям, но также незаменим для малого и среднего бизнеса . В данном бизнес-плане описываются основные аспекты деятельности предприятия, возможные плюсы и минусы развития и пути решения вероятных проблем. Бизнес-план развития помогает тщательно проанализировать идеи, выявить недостатки, оценить опыт конкурентов.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Вам также может быть интересно: