Оставьте заявку
мы все решим
История 20/20
Весной 2020 года во всем мире был введен режим локдауна. Экономика стремительно ухудшалась и всем казалось, что это будет длиться бесконечно. Многие инвесторы отказались от своих обязательств. Стартапы также были вынуждены выживать за счет своих собственных средств. На тот момент многие аналитики говорили, что большая часть стартапов не переживет это. Но события сложились несколько иначе. Итак, рассмотрим более детально, что произошло в 2020 году на венчурном рынке.
В марте 2020 года рынок поделился пополам: одна часть инвесторов стала санировать свои проекты, другая – решила отказаться от своих обязательств.
Важно отметить, что рынок совершенно остановился и новых сделок не происходило. Все смотрели на индекс Доу Джонса, который 11 марта рухнул более чем на 500 пунктов. События, связанные с пандемией, можно назвать «черным лебедем». На протяжении нескольких последних лет многие ждали, что должно произойти что-то подобное. Так и случилось. Стартапы стали сокращать свои расходы и жестко оптимизировать хосты.
Кстати, некоторым компаниям это пошло на пользу. Ведь многие команды прошли этап жестких изменений и поэтому бюджет на текущий 2021-2022 год выглядит более эффективным. За третий квартал рынок вырос на 40%, что является очень значительным показателем. В Азии по данным отчета PUC рынок вырос на 74%, а в Европе – на 29%. В итоге получается, что «апокалиптические» прогнозы не оправдались и во второй половине 2020 года многие технологические компании продолжили активно выходить на IPO, что, соответственно, поддержало ликвидный сектор.
Экзиты 2020 года
Рассмотрим самые главные «экзиты» 2020 года. В первую очередь – это покупка корпоративного мессенджера «Slack» компанией «Salesforce» за 27,7 миллиардов долларов. Также IPO компании «Zoom». Если в начале года этим приложением пользовалось всего 13 миллионов клиентов и капитализация компании составляла в районе 10 миллиардов долларов, то по итогам 2020 года количество клиентов превысило 350 миллионов человек, а капитализация значительно выросла и составила более 100 миллиардов долларов.
IPO «AIRBNB». Несмотря на рост выручки, компания до сих остается убыточной. Выход «Door Dash», сервиса по доставке еды, который был основан в 2013 году. Главным «экзитом» на российском рынке в 2020 году стал выход на IPO компании «Ozon» и ее капитализация. Инвесторы оценили эту компанию в 6 млрд долларов несмотря на то, что компания до сих остается убыточной. Многие пророчат «Ozon» будущее компании «Amazon».
Хотя в процессе сравнения можно понять, что бизнес-модели этих двух компаний совершенно разные. И если компания «Amazon» является ТОП-1 на рынке США, то компания «Ozon», хоть и входит в ТОПЫ в России, но все же она отстает от компании «WildBerries» и по-прежнему является убыточной. Также можно отметить сделку сервиса 2ГИС со «Сбербанком», которая прошла по цене 14,3 миллиардов рублей и в результате которой «Сбербанк» получил 75% сервиса.
Что у нас?
«Сбербанк» сейчас выстраивает экосистему, которая будет включать в себя все, что только можно. В свое время банк пытался сотрудничать с «Яндексом», однако это не принесло результатов. Поэтому сейчас банк задумался о собственном картографическом сервисе. Из-за того, что в это время образ жизни людей изменился и у большинства поменялись потребительские предпочтения, то сейчас деньги стали перетекать в другие сектора, которые связаны, прежде всего с удаленной работой и обучением, а также с медициной, в частности – с телемедициной.
С социальной точки зрения эта пандемия оказала очень негативное влияние на все происходящее вокруг. Но с точки зрения IT-отрасли это положение принесло положительные плоды. Так, например, многие продукты были внедрены буквально за 1 год, в то время как раньше на это потребовалось бы 5 или даже 15 лет.
Довольно интересная сделка прошла с компанией «Miro», платформой для удаленной работы. Компания привлекла 50 миллионов долларов от американского фонда в апреле 2020 года. Менее крупный, но вполне значимый раунд удалось получить и российской онлайн-платформе для медицинского страхования «BestDoctor». В июле 2020 года она привлекла 4,5 миллиона долларов. Также очень ценными стали сервисы доставки продуктов, особенно – наиболее быстрые и качественные. Среди самых ярких выделяется американская компания «GoPuf», китайская «MissFresh» и российский «Самокат». Замечено, что данная компания очень активно развивается в последнее время. В 2019 году она привлекла раунд финансирования в размере 10 миллионов долларов и увеличила выручку до 700 миллионов рублей. По итогам 2020 года выручка выросла на порядок, и приблизительные оценки могут составлять в районе 13 миллионов выручки в сутки.
Однако, несмотря на активный рост рынка, в будущем привлекать финансирование на проекты на ранней стадии будет довольно сложно.
Инвесторы, скорее всего, будут обращать внимание на проекты, которые уже показали себя. Если еще недавно инвесторы для начала встречались и проводили личную беседу с командой, то сейчас многие готовы к онлайн-переговорам.
На российском рынке главным инвестором по итогам 2020 года стал «Сбербанк», который прибрел сервисы «2ГИС», «Звук», «Инстамарт» и множество других. Новости про «Сбербанк» появляются буквально каждые сутки. Второй по величине «игрок» – это «Mail.ru Group» с его образовательными сервисами. В будущем инвесторов будет интересовать уже не автоматизация бизнес-процессов и удаленная работа, потому что все, что можно было автоматизировать, уже было сделано в 2020 году. Поэтому будут рассматриваться такие традиционные сферы, как логистика, стройка и сельское хозяйство.
Записаться на консультацию
Остались вопросы? Разберем бесплатно простую задачу или проведем консультацию
Добавить комментарий