Почему венчурные инвесторы стали больше вкладывать в то, в чем не разбираются?

Оставьте заявку

мы все решим

    Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с нашей политикой обработки персональных данных

    Почему венчурные инвесторы стали больше вкладывать в то, в чем не разбираются?

    Сегодня венчурное финансирование стало основным методом привлечения капитала. Из-за этого все больше компаний отказывается выходить на рынок, выводя акции на биржу, а стремится получить деньги путем прямого инвестирования. Причем конкуренция в сегменте венчурного финансирования настолько велика, что фирмы сегодня начали ставить свои условия инвесторам.

    Что происходит на рынке венчурного инвестирования?

    Многие эксперты склонны называть текущую ситуацию на рынке как золотые времена для венчурного инвестирования. Стартапы и соответствующие фонды сегодня получают миллионы долларов от сторонних компаний и частных лиц, которые стремятся вложиться в любые проекты, которые потенциально могут принести прибыль. В результате основатели становятся богатыми еще до выхода компании на рынок.

    Эксперты отмечают (в частности, Джоб ван дер Воорт из Remote), что владельцы фондов уверены в успехе своей деятельности. Причем такие ожидания имеют под собой основания. Согласно ранее опубликованной статистике, стоимость техкомпаний в последние годы постоянно растет, благодаря чему инвесторы получают прибыль даже из тех проектов, рациональность и успешность которых вызывали сомнения. При этом нужно учитывать, что многие компании вынуждены сохранять оптимизм по поводу подобных проектов, так как вкладывают в последние несколько миллионов долларов.

    Опубликованные статистические данные показывают резкий рост венчурного финансирования.

    До 2021 года компании инвестировали в новые проекты каждый квартал не более 100 миллиардов долларов в совокупности. Но в 2021 году этот предел трижды превзошли. В третьем квартале объем венчурного финансирования достиг 160 миллиардов долларов.

    Сложившаяся ситуация вызывает опасения среди части участников рынка. Объясняется это тем, что в связи с ростом объемов вложений увеличилась конкуренция среди инвесторов.  Теперь участникам рынка приходится бороться между собой за право финансирования потенциально прибыльных проектов. В результате сложившаяся ситуация привели к тому, что получатели инвестиций начали ставить условия инвесторам. Из-за этого венчурные компании вынуждены быстро принимать решения, вкладывать в проект или нет, имея скудные представления об особенностях конкретного проекта. Причем, чтобы выдержать высокую конкуренцию, инвесторы должны вливать больше денег.

    Эта ситуация привела к перенасыщению рынка финансами. Венчурные компании увеличивают объемы денежных вливаний, а получатели инвестиций стараются давать меньше информации о проектах. При этом последние действуют в рамках законодательства. Полностью раскрывать особенности проектов обязаны только публичные компании. В связи с этим эксперты пока не могут дать точного ответа на вопрос, получит ли мировая экономика выгоду из сложившейся ситуации.

    Пандемия спровоцировала взрывной рост венчурного инвестирования

    Венчурные компании до 2021 года в основном вкладывались в проекты, которые еще не успели выйти на рынок. Чаще инвестиции получали фирмы, разрабатывающие новые решения в области IT. Венчурные компании помимо денег оказывали подобным проектам всестороннюю поддержку, стремясь таким образом получить прибыль в будущем.

    До недавнего времени SEC (американская Комиссия по ценным бумагам и биржам) ограничивала возможности для инвестирования. В частности, не все венчурные компании могли вкладываться в частные проекты. Этот подход был призван сократить риски, связанные с такой деятельностью. Доступ к подобным проектам получали крупные и аккредитованные компании с крупным банковским счетом.

    Но в последний раз SEC изменяла пороговые значения сумм, с которыми инвесторы могли выходить на рынок, с 1982 года. В связи с этим число американских домохозяйств, которые соответствуют этим критериям, к 2019 году выросло с 1,6% до 13%. Также развитию венчурного финансирования поспособствовало решение Федеральной резервной системы США введение инструментов «смягчения», призванные уменьшить влияние экономического кризиса и предусматривающие сохранение низкой процентной ставки.

    Кроме того, интерес инвесторов к стартапам подогревался примером таких компаний, как Amazon, Google и других. Последние показывают, что даже небольшие проекты в будущем могут принести многомиллиардные прибыли. Поэтому сегодня венчурные компании вливают большее количество денег именно в технологические стартапы.

    Увеличение объемов финансирования положительно сказалось на бизнесе. Так, только за первые 9 месяцев 2021 года все компании привлекли в качестве венчурных инвестиций порядка 96 миллиардов долларов.

    Размер ежегодной прибыли, которые получают подобные компании, зависит от объема первоначальных вложений. Однако, если проект добивается успеха и выйдет в рамках IPO на биржу при высокой оценке, венчурные инвесторы получают большие доходы. При этом нередко компании вкладывают часть денег, полученных с подобных стартапов, в другие фирмы.

    Высокая доходность таких инвестиций привлекла на рынок игроков, которые ранее избегали этот сегмент: хедж и пенсионные фонды. Также подобные вложения делают частные лица. Но последние в основном прибегают к услугам специализированных площадок типа Robinhood.

    Взрывной рост рынка венчурного инвестирования идет в разрез с предположениями экспертов, которые те делали ранее. Так, фонд Sequoia Capital в 2020 году опубликовал заметку, в которой отметил, что пандемия коронавируса способна нанести серьезный удар по экономике. Но спустя несколько месяцев после этого стало понятным, что эксперты ошиблись.

    Пандемия коронавируса, наоборот, ускорила развитие рынка венчурного инвестирования. Отчасти это произошло благодаря мерам американского правительства, которое поддержало решение по удержанию низких процентных ставок. Также увеличилось количество частных лиц, которые стали проводить все больше времени в интернете. Одновременно с этим увеличилось число сегментов рынка, в которые начали вкладывать инвесторы: блокчейн, криптовалюты, финтех и искусственный интеллект. Компании, представляющие указанные сектора, сегодня получили дополнительные возможности для активного развития.

    Количество IPO сокращается на фоне роста рынка частных компаний

    Еще 10 лет назад вложения в стартапы, достигающие 30 миллиардов долларов, считались рекордными. Теперь эти суммы выглядят привычными для большинства участников рынка. В 2021 году количество стартапов, капитализация которых за которых срок достигла миллиарда долларов (так называемые компании-единороги), превысило 1000 единиц.

    В связи с этим участники рынка привыкли к появлению подобных компаний. Поэтому аналитики стали вводить новые названия, которые позволяют разделить стартапы по группам: «декакорны» (капитализация более 10 миллиардов долларов) и «гектокорны» (более 100 миллиардов долларов). К числу последних, в частности, относится SpaceX Илона Маска, которая превысила указанную отметку к сентябрю 2021 года.

    До недавнего времени компании с целью привлечения дополнительных инвестиций были вынужден выходить на биржу, проводя IPO и размещая ценные бумаги. Но сейчас число подобных фирм сокращается. Ярким примером тому служит упомянутый SpaceX, который существует за счет венчурного инвестирования более 10 лет и не стремится выходить на биржу.

    Отказ от IPO обусловлен во многом тем, что компании после этого будут вынуждены постоянно отчитываться о финансовом состоянии, тратах, прибыли и других показателях. Частные фирмы защищены от подобных обязательств. Такие компании вправе самостоятельно распоряжаться собственными финансами и определять направления для развития, выбирать руководителей и так далее. Более того, даже крупные инвесторы не всегда могут получать доступ к корпоративным документам. Поэтому частные компании обычно публикуют только выгодную для себя информацию.

    Но чем дольше такие фирмы отказываются проводить IPO, тем сложнее инвесторам спрогнозировать потенциальную прибыль. В недавнем прошлом были случаи, когда частные компании получали высокие оценки. Но после выхода на биржу не смогли оправдать ожиданий инвесторов, вследствие чего получали меньше дохода. Из-за этого уменьшалась стоимость компании.

    Из-за приведенных случаев инвесторы сегодня стремятся получить долю в стартапе до того, как последний проведет IPO. В результате на рынке сформировался замкнутый круг. Инвесторы увеличивают объемы вложений до IPO, вследствие чего компании не стремятся выходить на биржу.

    Венчурные инвесторы вынуждены принимать назначенную цену

    Увеличение доходов осложняет венчурным инвесторам поиск подходящих проектов. При этом компании вынуждены быстро действовать, так как конкуренция в данном сегменте рынка очень высокая. Наиболее перспективные проекты получают в основном инвестиции со стороны крупных фондов. Мелкие компании и частные лица могут вкладывать только в небольшие стартапы с менее ясным будущим.

    Рост конкуренции среди венчурных инвесторов привел к тому, что основатели проектов сами диктуют правила. В частности, эксперты обращают внимание на то, что владельцы стартапов все чаще приходят на собрания со спонсорами без подготовки. Условия сделки в подобных обстоятельствах обсуждаются только открытия первого раунда привлечения инвестиций.

    Так, участники рынка заявляют, что владельцы стартапов практически сразу предлагают заключить окончательную сделку, закрепив все условия сотрудничества и подписав соответствующие документы. Причем между первым знакомством с проектом и реальными инвестициями сегодня проходит менее одной недели. Часть аналитиков заявляет, что ряд основателей предлагают заключить сделку по окончании получасового разговора. Результатом описанных процессов стало то, что даже крупные фонды вынуждены в течение первых нескольких дней принять решение о необходимости вложений в конкретный проект, даже не получив достаточной информации, которая позволит разобраться в его особенностях.

    Примером тому служит стартап Walnut, благодаря которому пациенты могут оплачивать в кредит крупные медицинские расходы, не оплачивая при этом комиссий. Основатель данного сервиса только опубликовал информацию о начале предпосевного раунда и сразу получил необходимый объем финансирования. Такое поведение инвесторов объясняется тем, что последние боятся упустить выгодный проект.

    Аналитики отмечают, что если раньше между раундами финансирования проходили 1-2 года, то теперь это занимает около месяца. Высокая конкуренция заставляет крупные фонды инвестировать в те проекты, в которых они разбираются, что позволяет избежать траты времени на анализ. В частности, венчурные компании вкладывают в стартапы со знакомой командой или представляющие развитые сфер рынка.

    Поэтому сегодня большее количество инвестиций получают только те проекты, основатели которых ранее доказали свою эффективность. Например, крупные фонды активно вкладывают в стартапы, созданные бывшими сотрудниками Google.

    Несмотря на то что поведение венчурных инвесторов подобно тому, как действуют игроки в казино, представители данного сегмента рынка заявляют, что стараются проводить комплексный анализ проекта незадолго до встречи с основателями. Но скорость, с которой фонды вынуждены принимать решения, не позволяет делать это обстоятельно. Поэтому компании верят заявлениям основателей проектов о потенциальных прибылях и убытках, которые можно получить после запуска стартапа. Часть венчурных инвесторов проверяют фирмы после того, как сделали вложения.

    Из-за высокой конкуренции оценкой стартапов теперь занимаются не фонды, а основатели. Из-за этого стоимость проекта часто не зависит от финансовых показателей.

    Инвесторы вкладываются, не получив бизнес-план

    Сегодня основатели ряда проектов стремятся получить финансирование, не предлагая даже бизнес-плана. В некоторых случаях фондам поступают предложения об инвестировании от стартапов, владельцы которых не понимают, каким образом будет создана продукция.

    Но венчурные компании готовы пойти на риск, так как понимают, что потенциально успешные проекты в итоге могут разориться. Поэтому инвесторы одновременно вкладывают в несколько проектов, так как минимум один из них способен компенсировать все затраты.

    Стартапам выгодно проводить несколько раундов финансирования. Это позволяет получить большее количество инвестиций. Увеличение объемов вложений привлекает к стартапам сторонних специалистов, так как те полагают, что подобные проекты могут принести прибыль. А это, в свою очередь, способствует повышению привлекательности у инвесторов.

    Поэтому многие эксперты рынка полагают, что сложившаяся ситуация на рынке помогает скрыть недостатки проектов за «ширмой» активного финансирования. В итоге стартапы сейчас могут вместо создания инноваций заниматься перераспределением полученных инвестиций. Причем нередко компании делают это нерационально.

    Прогноз на будущее

    Несмотря на сказанное, аналитики склонны с оптимизмом смотреть на будущее рынка венчурного капитала. В США ранее появилось много IT-гигантов, которые начинали как не большие стартапы. Не исключено, что в будущем эта ситуация сохранится и на рынок выйдут новые крупные игроки. В 2021 году наблюдается ситуация, когда все больше людей намереваются пойти на работу в стартапы или создать собственный проект, а инвесторы готовы поддержать большинство проектов.

    В пользу последнего говорит еще и то, что даже на фоне пандемии объем венчурного финансирования не упал, а, наоборот, существенно вырос. Это показывает настроение инвесторов, которые хотят и продолжают активно вкладывать в новые проекты.

    Однако аналитики пока не могут предсказать, как сложившаяся ситуация на рынке повлияет на экономику в будущем. Американское правительство работает над расширением возможностей для мелких инвесторов, не располагающих теми средствами, которые есть у крупных фондов. В частности, для этого уменьшается порог для входа на рынок. А ряд компаний готовы принимать инвестиции в размере от 1.000 долларов.

    Часть американских экспертов уверена, часто сложившаяся ситуация может негативно отразиться на экономике. Объясняется это тем, что в США увеличивается доля частных компаний, которые остаются вне поля зрения.

    Записаться на консультацию

    Остались вопросы? Разберем бесплатно простую задачу или проведем консультацию

    Посмотреть пример

    Поделится:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Вам также может быть интересно: