Оставьте заявку
мы все решим
Электронная коммерция в России сегодня постепенно заменяет сектор реальной торговли. Объем онлайн-сделок постоянно растет. Одновременном с ним увеличивается нагрузка на компании, которые занимаются доставкой товаров, заказанных в интернете. Также повышаются требования к таким фирмам.
3 основных тренда на рынке доставки
В связи с возрастающей конкуренцией в данном сегменте компании вынуждены увеличивать скорость доставки и расширять географию. По сути, в современных условиях покупатели должны получать товар в любом удобном для себя месте. То есть сейчас компании доставляют не только домой или в офис, но и в постаматы, точку на улице и другие места.
Объем онлайн-заказов сегодня постоянно растет. Одновременно с этим увеличивается число покупок, приходящихся на одного человека. Современный потребитель считает, что доставка до двери должна быть быстрой. Согласно оценкам экспертов, на данный сегмент рынка приходится не менее 40% от объема сделанных покупок в интернете. И этот показатель со временем будет расти.
В итоге рынок заставит компании максимально сократить сроки доставки: еды и продуктов питания — до 15 минут с момента оформления заказа, остальных товаров — в течение дня.
Основная разница между компаниями, доставляющими товары
Российский рынок поделился на 2 разных сегмента. Часть игроков продает товары с витрины. Это могут быть как крупные маркетплейсы, так и небольшие интернет-магазины. Другие игроки предоставляют B2B-сервисы. То есть эти компании осуществляют доставки от интернет-магазина до конечного потребителя.
Большинство представителей онлайн-бизнеса заказывает комплексные решения. Последние объединяют в себе курьерские услуги и логистическую платформу. Такое сочетание позволяет одновременно справляться с объемами заказов и доставлять любые типы товаров. То есть в текущих условиях сокращается число узкоспециализированных компаний. В частности, с рынка уходят фирмы, которые, например, занимаются только доставкой еды.
Стоит ли ожидать дефицита курьеров
Нехватка курьеров — это одна из тех проблем, с которыми российский рынок обязательно столкнется.
Более того, летом 2021 года спрос на такие услуги вырос в 3,3 раза. В будущем этот показатель может увеличиться.
К таким последствиям приведет активность крупных торговых площадок, которые запускают собственные сервисы доставки. Так, ритейл работает над развитием своей городской логистики, открывая небольшие склады и пункты выдачи, запуская сети постаматов и так далее. В результате курьеры могут выбирать из обширного списка предложений о работе. Следствием этой тенденции стало то, что доставка товаров теперь проводится в пределах одного района. То есть курьеру не приходится ездить по городу: все заказы поступают от потребителей в радиусе двух километров.
В связи с этим изменился формат доставки. Если раньше курьеры развозили товары на небольших грузовиках, то сейчас — на скутерах. При этом для развития электронной коммерции в России необходима соответствующая инфраструктура. Обеспечить быструю доставку можно, если, например, будут выделены полосы для курьеров на скутерах, созданы соответствующие станции зарядки и так далее.
Одновременно с этим необходимо развитие сопутствующих инструментов, которые облегчат и ускорят работу доставщиков. Для решения данной проблемы необходим комплексный подход, предусматривающий прогнозирование спроса, группировку товаров по категориям и другое. С этой задачей можно справиться, задействуя соответствующие технологии.
Стоит ли ожидать расширения ассортимента доставляемых товаров
Компании готовы доставлять любой товар, если это физически возможно. Поэтому в ближайшем будущем можно ожидать расширения списка подобной продукции.
Одновременно с этим должна измениться политика государства в отношении запретов, касающихся доставки определенной группы товаров. До недавнего времени лекарства разрешалось продавать только в аптеках. Но изменение ситуации на рынке и корректировка законодательства показали, что соблюдать условия хранения и температурного режима для этой группы товаров можно и при курьерской доставке.
Не исключено, что в ближайшем будущем в список разрешенной продукции попадет алкоголь и другая продукция. В пользу этого говорит мировой опыт.
Почему «последняя миля» обходится слишком дорого
«Последняя миля» считается самым сложным этапом доставки. Проблема заключается в невозможности идеально рассчитать маршрут и загруженность курьера. При организации логистики между двумя складами подобные проблемы не возникают. В этих условиях просто рассчитать скорость доставки, так как изначально известны объемы поставок, уровень загруженности на магистрали и другие обстоятельства. Благодаря такой информации можно минимизировать простои и точно рассчитать время.
Но при доставке конечным потребителям на пути курьера возникает множество точек, в которых возможно возникновение сбоев. Так, отказ от доставки можно получить на пункте выдачи, в ресторане, на складе и так далее. Также следует учитывать проблемы, возникающие на маршруте. Допустим, по пути курьера возникла авария, из-за которой перекрыли дорогу. Это увеличивает сроки доставки на неопределенное время. Но каждый из перечисленных и многие другие факторы необходимо учитывать в алгоритмах, которые используются при расчете скорости отправки товаров.
В связи с этим «последняя миля» дорого обходится компаниям. Решить проблему можно за счет гиперлокальной доставки. То есть компаниям необходимо точно прогнозировать спрос по районам не только в течение дня, но и по часам. Исходя из полученных результатов определяется загруженность курьеров. Вместе с этим рекомендована комбинация разных категорий товаров, что позволяет существенно сэкономить на доставке и снизить время и цену простоев.
Оптимальные условия для работы курьером
Одна из выраженных тенденций современного рынка — изменение понимания в общественном сознании особенностей работы курьера. Теперь многие потребители понимают, что данный вид деятельности полезен и одновременно сложен. Аналогичные изменения происходят в сознании курьеров, которые стали понимать, что приносят пользу.
Упростить данный вид деятельности помогает оптимизация маршрутов, которая проводится с помощью специальных алгоритмов.
В течение дня курьеры проезжают 100-200 километров.
Чтобы уменьшить утомляемость, для таких сотрудников разрабатывают специальные приложения, позволяющие выбрать оптимальный маршрут, график работы, район и категории доставляемых товаров. Также система отслеживает состояние курьера. Если последний не делал перерывы в работе, приложение выводит соответствующее уведомление.
Как определяется нагрузка на курьеров по районам
При определении уровня нагрузки по районам и типы товаров используются специальные алгоритмы и технологии машинного обучения. Для увеличения объемов доставки необходимы группировка продукции по отдельным критериям, разработка маршрутов с учетом разных факторов и решение множества других вопросов. В частности, важно предусмотреть возможность «подхвата» нового товара на пути следования курьера.
Поэтому необходим постоянный сбор актуальной информации по районам. Иначе это приведет к сбою в поставках. Для оптимизации доставки сервисы агрегируют информацию из разных источников. Полученные данные используются в алгоритмах, которые отвечают за прогнозирование нагрузки и разработки маршрутов.
Отличия российского рынка доставки от зарубежных
Российский рынок доставки сегодня находится на передовой. За рубежом успешные компании используют аналогичные технологии. Поэтому россияне активно открывают новые представительства по всему миру, успешно конкурируя с местными фирмами.
Такой успех объясняется одной причиной: использование технологии гиперлокальной доставки. Это позволяет использовать единые подходы вне зависимости от региона присутствия.
Выходя на новый рынок, компании не ищут партнеров, как это делают представители других видов бизнеса. Вместо этого проводятся переговоры с местными предпринимателями, заинтересованными в сервисах доставки. Такой подход считается более простым.
Преимущество отечественного способа ведения бизнеса заключается в том, что в России много математиков и других профильных специалистов, способных создать эффективные алгоритмы и приложения, способных удовлетворить быстрорастущий спрос на услуги доставки.
Активная экспансия по миру невозможна без сбора информации. Поэтому российские компании стремятся стать картографически независимыми.
То есть сейчас ведется работа по сбору информации о регионах, расположенных в разных частях мира. Для этого создаются собственные базы данных, содержащих сведения об адресах, зданиях, количестве домохозяйств и другом.
Также ведется разработка собственной экосистемы для курьеров. В частности, российский бизнес стремится создать продукты, которые облегчат проведение финансовых операций с такими специалистами, оформление документов и решение других вопросов. Для этих целей проводятся работы по созданию и оптимизации разных алгоритмов, варианты переключения между ними и так далее. Кроме того, важно, чтобы разные типы заказов проходили через 5-6 подобных разработок, отвечающих за группировки и составлении маршрутов. Каждый такой алгоритм должен хорошо функционировать как отдельно, так и совместно с остальными.
Записаться на консультацию
Остались вопросы? Разберем бесплатно простую задачу или проведем консультацию
Добавить комментарий